Наталья Путилова
Видео «Закрепляем парные сонорные звуки [Р] — [Р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте вспомним и повторим как правильно произносить звук [р].
Мы должны контролировать себя, глядя в зеркало.
- В каком положении губы? (В улыбке.)
- Открыт или закрыт рот? (Приоткрыт.)
- Где находится кончик языка? (Кончик языка поднимается к бугоркам за верхними зубами.)
- Сильная или слабая струя воздуха? (Сильная, она заставляет дрожать кончик языка.)
- Звук твёрдый или мягкий? (Бывает твёрдым -Р и мягким - Рь.)
Публикация «Видео „Закрепляем парные сонорные звуки [Р] — [Р’]“» размещена в разделах
«Мы с тобой играем в игры как рычать умеют Тигры?. РРРРРР!;Р…. – Ракета рвётся высь!Р….- Рычит сердито рысь!Р…- рокочет ровно робот!
«P» сказать и ты попробуй!
— Ррр! — возьмемся за учебу!
— Ррр! — язык широкий — к небу!
Языком, передним краем
Вверх на десны нажимаем.
Дунь на кончик языка,
Чтоб сильнее задрожал.
Ррр — раскатистый и громкий,
Ррр — рокочущий и звонкий!»
Автоматизация звукосочетания «ТР»
• в прямых слогах:
-в словах с ударными слогами
(травы, травка, травушка, трап, трасса, трос, трус,труд, тройка, тропы, матрас, тетрадь, костры, патрон, утро, матрос, метро); Изменяй предложения:Я бегаю по травке. Ты… он… она… мы… вы… они…Я копаю траншею. Я поеду на трамвае. Я жду троллейбус. Я буду трудиться. Я трогаю мягкую травку.
-в словах с безударными прямыми слогами (трава,тропа,страна,струна, завтра,трамвай,троллейбус,труба);
-в словах с обратными слогами ( Игра: «Договори слово», произноси чётко звукосочетания «Тр» и повтори слово внятно – теа, Пё(., ли(., ме,фе).);
Автоматизация звукосочетания «ДР» в слогах:
• в словах с ударными прямыми слогами (драп, драка,дрозд,друг,другой, дружба, подруга, ядро,ведро)
• в словах с безударными прямыми слогами «ДР» (друзья,
кедры, кадры, мудрость, мудрый,бодрый,бодрость);
• во фразах, насыщенных словами с данным слогом
• в текстах с высокочастотным употреблением [р] в словах с данным звукосочетанием (повтори предложения)
Дрозды – лесные птицы. Дрожжи нужны для теста.
Алмаз – драгоценный камень. Нельзя дразнить собак.
Друзья любят есть драже. Дровосек заготавливает дрова.
Друзья помогают друг другу. Драчуны затеяли драку.
Автоматизация звука [р] в обратных слогах:
• в словах с ударными слогами (дар,жар,пар,сыр,шар, базар,пожар, повар, загар, Макар, удар, загар, комар, хор, бор, забор, мотор, топор, спор, мир, жир, сыр, кефир, зефир, шнур, ковёр, актёр, костёр, боксёр, шофёр, монтёр, пионер);
• в словах с безударными слогами (веер, катер, ветер, вечер, свитер).
• во фразах, насыщенных словами с данным типом слогов ( Изменяй предложения:Я несу топор. Ты… он… она… мы… вы…они…Я пью кефир. Я ем помидор. Я тяну шнур. Я жду катер. Я найду мухомор).
• в текстах с высокочастотным употреблением [р] в словах с данным типов слогов (Повтори чистоговорки. Ар-ар-ар, из чайника идёт пар. Ар-ар-ар, Вову укусил комар. Ар-ар-ар, в доме начался пожар. Ор-ор-ор, в зале выступает хор. Ор-ор-ор, на даче высокий забор. Ор-ор-ор, у машины завели мотор. Ур-ур-ур, за телефоном тянется шнур. Ир-ир-ир, Таня пьёт кефир. Ыр-ыр-ыр, мама покупает сыр. Ёр-ёр-ёр, дети потушат костёр. Ёр-ёр-ёр, папа чистит ковёр. Ёр-ёр-ёр, машины водит шофёр).
Автоматизация звука [р] в прямых слогах :
• в словах с ударными слогами (Рак, радио, радуга, радость, раковина, рот, роза, Рома, робот, Родина, ручка, русский, рысь, рыба, рынок);
• в словах с безударными слогами (работа, ракета, ракушка, рассказ, расчёска, рука, ручей, рукав, рубашка, рукавица, рыбак, рычаг, роса, родник, Россия);
• в словах со стечением согласных (кружка, кран, краска, крапива, кровь, крошка, круг, крупа, крыса, крыжовник, град, градусник, графин, граната, гром, гроза, группа, груша, грузовик, грызун, правда, праздник, прачка, провод, продукт, простуда, простыня, пруд, пружина, прыжок, брат, брак, браслет, брошка, брови, бросать, брусника, брызги, брынза, брыкается,направо, напротив, оправа, запрос, запруда, упругий, обрыв, собрание, кобра, образ, зебра, доброта, икра, микроб, вокруг, сокровище, укрытие, мокрый, игра, фотография, угроза, сугроб, огрызок, фотограф.
• с двумя звуками [р] в одном слове (трактор, размер, раствор, разговор, проверка, простор, мрамор, кругозор, прорубь, оркестр, фарфор, квартира, маршрут, аэродром, термометр, транспорт, прорыть, разорвать, пробраться, раскрывать, разворачивать, разгружать, разбирать, сортировать).
• во фразах, насыщенных словами с данным типом слогов и в текстах с высокочастотным употреблением [р] в словах с данным типом слогов ( Повтори предложения:
С горы бежит проворный ручеёк.
У Фёдора квартира на втором этаже.
Зимой рыбаки прорубают проруби во льду.
В порту разгружают пароходы и баржи.
У Ромы много разных книжек-раскрасок.
Машину загрузили утром и разгрузили вечером.
Трамвай идёт по первому маршруту.
Маруся разворачивает подарок от подруги.
Метро украшено мрамором и гранитом.
В аэропорту пассажиры проходят проверку багажа.
Автоматизация звука [р'] мягкого в прямых слогах:
Ря-ря-ря – синие моря. Ре-ре-ре – санки на горе.
Рю-рю-рю – репу я варю. Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю - тебе песенку дарю. Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри - на рябину посмотри. Ри-ри-ри - там расселись снегири. Ри-ри-ри - ты на небо посмотри. Ри-ри-ри - на мартышек посмотри. Ри-ри-ри - на меня ты посмотри.
Автоматизация звука [р'] мягкого в обратных слогах:
• в словах с ударными слогами (Арь-арь-арь – у меня букварь. Орь-орь-орь – у Серёжи корь. Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь. Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь);
Дифференциация звуков : р и рь; р – л, рь - ль
Дифференциация от сходных в произнесении звуков :)
У вас все получилось! Движения язычка стали осознанными, достаточно четкими и размеренными. И вам интересны логопедические игры!
Фрагмент НОД со старшим дошкольником "Учимся выговаривать и различать сонорные звуки [Р] - [Л]
Видео : https://www.youtube.com/embed/25odIophQ0Q