Ольга Белухина
Мастер-класс для родителей детей с ОНР «Играя, учим говорить красиво»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить родителей играть в игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи.
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о речи,т. е. способности говорить, умении вести беседу. Как вы понимаете фразу «говорить красиво»? (выслушиваются ответы родителей)
Итак, «говорить красиво» -это значит:
• четко произносить звуки, правильно ставить ударения;
Публикация «Мастер-класс для родителей детей с ОНР „Играя, учим говорить красиво“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения);
• оформлять предложения грамматически правильно;
• добиваться эмоциональной выразительности речи.
(Родителям предлагается прослушать отрывок из сказки, записанный на диктофон, и проанализировать, хорошо ли она рассказана. Примерные отзывы: речь неэмоциональна, монотонна, допущены аграмматизмы, присутствовала неправильная постановка ударения, отсутствовали прилагательные.)
Чтобы научить детей говорить красиво, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра.
Для появления у ребенка отсутствующих звуков очень важно проводить артикуляционную гимнастику. Для автоматизации поставленных звуков необходимо целенаправленно научить слышать и различать звуки, т. е. развивать фонематический слух. Помогут в этом игры, приведенные ниже.
«Я знаю три слова со звуком [C](или [K], [Р])»
Цель: развивать фонематический слух, умение определять наличие того или иного звука в слове.
Описание: участники мастер-класса придумывают слова на заданный звук.
«Я знаю три слова на звук …. : собака, сом, сад. Я знаю три слова на звук…. :рак, рука, роза.
«Цепочка слов»
Цель: развивать фонематический слух, умение слышать первый и последний звук в слове.
Описание: логопед говорит слово, выделяя в нем последний звук, который в следующем слове становится первым. ЛУК-КРОТ-ТАНК-КОБРА….
«Волшебная шкатулка»
Цель: учить четко и внятно проговаривать слова, называть все звуки по порядку, определять количество.
Описание: участники мастер- класса по очереди достают предмет из шкатулки, называют слово, звуки по порядку, количество звуков. Например: в слове «кот» три звука-к. о. т; в слове «лиса» четыре звука-ль. и. с. а
Часто дети переставляют и заменяют звуки в словах. Например: вместо КОРИДОР говорят КОЛИДОР, вместо КОТЛЕТА-КОКЛЕТА, вместо ОБУВЬ-ОБУТКИ. Взрослые обязательно должны тактично поправить ребенка.
«Выбери слово, где правильно поставлено ударение»
Наша речь бывает некрасивой из-за неправильно поставленного ударения в словах. Вспомним некоторые слова, где взрослые и дети часто ошибаются в постановке ударения.
Описание: нескольким родителям предлагается взять по две карточки с написанными
ЗвОнит-звонИт
квАртал-квартАл
красивЕе-красИвее
килОметр-киломЕтр
тортЫ-тОрты
сантИметр-сантимЕтр
шприцЫ-шпрИцы
катАлог-каталОг
нет шарфА-нет шАрфа
мОзги-мозгИ
Украшают нашу речь точно подобранные слова, образные выражения, слова-сравнения, эпитеты. Предлагаю поупражняться в использовании таких слов. Вашему ребенку дали задание- придумать рассказ о враче. Как можно по-другому назвать врача, чтобы в рассказе это слово не повторялось? (Доктор, терапевт, педиатр, лекарь, знахарь).
«Назови по-другому»
Цель: учить подбирать слова-синонимы.
Шофер-водитель; швея- портниха, модистка; красивый- замечательный, чудесный, привлекательный; добрый- заботливый, милосердный, чуткий…
Если при сравнении двух или нескольких предметов нужно использовать слова-антонимы, дети, а бывает и взрослые, добавляют частицу НЕ к слову и вот что получается: «Красное полотенце мокрое, а синее не мокрое» (сухое) или «Эта река глубокая, а эта не глубокая» (мелкая).
«Скажи наоборот»
Цель: учить использовать в речи слова-антонимы.
Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот.
Описание: логопед поочередно бросает мяч родителям и произносит слово; возвращая мяч, родители называют другое- с противоположным значением: высокий-низкий; добро-зло; широкий-узкий; горе-радость; мягкий- твердый; длинный- короткий; продавать- покупать; прямой- кривой.
«Придумай сравнение»
Послушайте два предложения и скажите, какое более красивое : «Белка смотрит на нас черными глазами» ; «Белка смотрит на нас черными, как спелая смородина, глазами».
(выслушиваются ответы)
Второе предложение красивее, потому что его украшает сравнение. Выполните, пожалуйста, задания.
• С чем можно сравнить выпавший снег на картине «Зима»(с белым одеялом, покрывалом, периной)
• С чем можно сравнить падающие листочки на картине «Листопад»(с парашютиками)
Бывают сравнения, ставшие фразеологическими оборотами. Например, трусливый как заяц; ползет как черепаха. Несомненно, они вносят в нашу речь изюминку, делают е образной, неповторимой. Сравните: умелые руки- золотые руки; смелое сердце- львиное сердце. Давайте вспомним некоторые из этих оборотов.
«Вставьте нужное слово, объясните значение фразеологизма»
• Не в бровь, а в глаз. (точно)
• Делать из мухи слона. (преувеличивать)
• Зарубить себе на носу. (запомнить)
• Зимой не выпросишь снега. (жадный)
«Исправь ошибку»
• Его и маслом (хлебом) не корми, только книгу дай.
• Она за словом в портфель (карман) не лезет.
• У всех ребят медвежий (волчий) аппетит.
Поправляйте детей, если они неправильно согласовываютсуществительные с прилагательными и числительными или допускают другие аграмматизмы. Давайте поиграем. Я буду говорить словосочетание то правильно, то с ошибкой. Когда услышите ошибку, хлопните в ладоши.
«Будьте внимательны»
• лучистОЕ солнышко
• краснАЯ платье (красное)
• пять ведров (ведер)
• пять медвежат
• мокрый полотенце (мокрое)
Для формирования интонационной выразительности речи прослушайте чистоговорку, записанную на аудиоплеер: «На суку сидит сова, видно, строгая она» и выполните задание-рассказатьчистоговорку :
• медленно- быстро;
• громко- тихо;
• вопросительно- утвердительно;
• грустно- радостно.
При разучивании стихов предварительно проанализируйте, какие строчки малыш будет читать громко, какие быстро, вопросительно, испуганно, радостно.
Итак, надеемся, что мастер- класс помог вам в обучении детей умению красиво говорить, что те игры и упражнения, в которые мы поиграли, будете использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М., 1974.
2. Герасимова А. Малыш учится говорить. От «агу» до монолога. М., 2007.
3. Козырева Л. М. Слова друзья и слова- неприятели. Ярославль, 2006.
4. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Ростов н/Д., 1999.
5. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2006.