Гульнара Алюкова
Конспект мастер-класса для родителей «Артикуляционная гимнастика дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
«Артикуляционная гимнастика дома»
Цель: познакомить с родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика». Показать и научить родителей как правильно выполнять артикуляционные упражнения дома с детьми.
Публикация «Конспект мастер-класса для родителей „Артикуляционная гимнастика дома“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
План проведения:
1. Теоретическая часть: понятие «Артикуляционная гимнастика», ее значение и рекомендации по проведению.
2. Практическая часть: выполнение артикуляционных упражнений.
3. Рекомендации логопеда.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на логопедическом мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».
Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил грамотно и красиво. В первую очередь красивая речь характеризуется правильным произношением звуков родного языка.
Речевые нарушения – это серьезная проблема нашего времени. Произношение звуков родной речи – это сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок.
Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.
Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
При проведении артикуляционной гимнастики :
1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.) в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
4. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений.
5. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз.
6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи. Желательно проводить гимнастику в игровой форме.
7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
9. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор упражнений и качество выполнения.
10. Движения должны быть плавными и легкими, без толчков, подергиваний и других сопутствующих движений органов.
11. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
12. Переход (переключение)к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало.
Артикуляционную гимнастику необходимо начинать с упражнений для губ.
Упражнения для губ
1. «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем
2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.
Мои губы – трубочка
Превратились в дудочку.
3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь - слонёнок я, видишь – хобот у меня.
Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.
Упражнения для щек
1. Похлопывание и растирание щек.
2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.
4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух
выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)
1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произноси.
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи, его края приподними.
4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.
Динамические упражнения для языка
(выработка координации и точности движений)
1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов покачаться он готов.
2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
4. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.
Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.
6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.
7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Ниже челюсть опускаем,
Язык к нёбу поднимаем.
Проведём вперёд – назад –
Наш маляр работе рад.
8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
. Заключение:
- Давайте подведём итог нашей встречи. Появилось ли у вас желание проводить дома с ребёнком артикуляционную гимнастику? Раздаются листочки с названием артикуляционного упражнения и предлагается приготовить видео выполнения данного упражнения с ребенком дома. Благодарю вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи. Желаю удачи!