Ольга Шешукова
Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов общего образования. Актуальные задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т. е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Не случайно, что для создания модели Новой школы стал необходим переход к деятельностно - компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности. Поэтому планируемые разработка и освоение программы основного общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации федерального государственного стандарта.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.
Цель:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников.
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальную деятельность.
-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Аннотация
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а также как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.
Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам. Думаем, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы 5 опытов
Считаем, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер, поэтому мы используем сказку.
Ход работы:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы представляем вам мастер - класс "Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Ход мастер-класса:
А сейчас я предлагаю вам окунуться в сказку. А название сказки вы узнаете, отгадав загадку.
Нежна, хрупка, трудолюбива,
С сестрой и мачехой — учтива.
С утра до ночи чистит дом,
Чтоб им уютно было в нём.
Работы много, вот напасть,
Устала, хочется упасть.
Ей фея крёстная поможет,
Иначе просто быть не может.
Подарит платье и карету,
Представит деву всему свету. (Золушка)
Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка».
В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома. Но ей очень хотелось попасть на бал и встретиться с принцем. Золушка решила написать письмо своей крестной феи, так чтобы никто посторонний не смог его прочесть. В надежде, что она поможет ей.
Приглашаем вас помочь Золушке.
Опыт №1 Невидимые чернила из лимона
Сейчас мы сделаем настоящие невидимые чернила! Для этого возьмем половину лимона, ватную палочку и чашку с водой. Смешаем в чашке лимонный сок и воду в пропорции 1:1. Обмакнем ватную палочку в полученный раствор и напишем на бумаге какое-то секретное послание. После того как жидкость высохнет, следов надписи будет совсем не видно. Теперь чтобы прочитать невидимый текст необходимо бумагу закрасить раствором йода. На бумаге отчетливо проявятся написанные слова!
Оборудование: лимон, чашка, вода, ватные палочки, лист бумаги, раствор йода, перчатки, салфетки.
Золушка отдала письмо ворону, и он быстро доставил письмо феи.
Но крестная была очень занята своими добрыми делами и отправила Золушке белую ткань, которую она должна была украсить в разноцветные узоры и сшить из неё себе бальное платье.
Опыт №2
«Галактика в тарелке»
Оборудование: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Золушка сшила платье, но чем же украсить свою причёску. У золушки была диадема, но детали все рассыпались, как же их собрать все вместе?
Опыт №3
«Умные зубочистки»
Оборудование: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого, жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
Мы собрали с вами части для украшения причёски, а теперь необходимо красиво их распределить по волосам.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.
Пора отправляться на бал. Ещё фея отправила Золушке ключик от кареты. Когда Золушка бежала к карете нечаянно его уронила в лужу. Что же делать, как достать ключик и не обмочить платье в грязной воде?
Опыт № 4
Достаем ключик из ёмкости с водой, не касаясь жидкости.
Перед вами глубокая тарелка, берём ключик и кладём её на дно тарелки ближе к краю и наливаем воду. Ставим в тарелку свечку по центру тарелки, зажигаем её, а через некоторое время накрываем её стаканом. Когда пламя погаснет, жидкость втянется внутрь стакана и «откроет» ключик. Как же так получилось?
Оборудование: тарелка, ключик, вода, свеча, спички.
Вывод: Свеча гаснет, воздух остывает, поэтому уменьшается в объёме. В результате давление в стакане падает, вода из тарелки устремляется внутрь.
Так как Золушка никогда не была в королевстве, она не знала правильного пути, и решила ехать по указателям. Проезжая мимо перекрестка, она увидела, что на перекрестке стоял сломанный указатель. Золушка очень расстроилась и не знала, куда же ехать дальше.
Давайте поможем Золушке найти правильное направление.
Опыт №5
Рисуем знак указателя. Ставим за стакан и смотрим сквозь него. А потом картинку начинаем отодвигать и следить за ее превращениями. Как только она отодвинется на нужное расстояние – изображение перевернется. Скажите, почему так меняется изображение?
Оборудование: стакан, лист бумаги, вода, маркер.
Вывод: Лучи света при переходе из одной среды в другую преломляются (искривляются). Тем сильнее, чем больше между ними разница в коэффициенте преломления. Проходя между воздухом и водой лучи меняют направление достаточно сильно, а из-за того, что стакан выпуклый, он еще и работает как линза – искривляет лучи так, что они перекрещиваются и из-за этого мы видим изображение перевернутым.
Золушка благополучно добралась до королевства. Встретилась там с принцем, и они танцевали и веселились весь вечер.
На этом наша сказка закончилась, спасибо большое всем за участие!
В заключении хочется сказать, что экспериментирование можно включать в любые виды детской деятельности, не только в познании окружающего мира, но и в математике, и рисование, лепке.
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.
Рефлексия
– Сейчас я предлагаю вам с помощью кружочков разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Красный цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Зеленый цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал.