Ильина Галина Владимировна
Игровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аннотация
Игровой обучающий модуль «Эко-остров» представляет собой набор игровых макетов, последовательно связанных между собой (эко-остров, эко-телевизор, эко-почта, а также набор практических материалов, которые помогут педагогам использовать пособие как средство повышающее познавательную активность детей. Оно содержит игры и игровые ситуации, способствующие речевому и познавательному развитию дошкольников.
Публикация «Игровой обучающий модуль „Эко-остров“ как средство повышения познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
Данный обучающий модуль, являясь комплексным инструментом, дает простор для творческих идей педагогов в развитии дошкольников.
Игровой модуль «Эко-остров» позволяет ребенку через поисковую деятельность, через игровые сюжеты, ситуации проявить пытливость, любознательность, выдвигать гипотезы, делать выводы, тем самым, приобретать новые знания. Использование игрового обучающего модуля и разнообразие дидактического материала является эффективным средством в стимулировании познавательной активности детей. Создание игрового обучающего модуля «Эко-остров» превратило получение знаний в увлекательную игру, которая строится как проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая «субъектную позицию ребёнка» и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Использование данного модуля позволит дошкольникам приобрести знания не только путем просмотра фильмов и фотоматериалов о природе нашей планеты, но и, при помощи тактильного взаимодействия с экранами «Эко-острова», расширить и закрепить свои познания.
Игровой обучающий модуль может быть востребован в организации и проведении подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми.
Универсальность наглядно-дидактического материала в пособии, позволяет использовать его при организации различных видов детской деятельности.
Содержательная ценность данного пособия, его востребованность заключается в разноуровневом и многофункциональном подходе к познанию в рамках образовательных целей и задач.
Цель и задачи
Целью данного модуля является стимулирование познавательной активности детей дошкольного возраста через развивающую среду группового пространства, соответствующую возрастным особенностям.
При создании игрового обучающего модуля «Эко-остров» отслеживались следующие задачи:
Формирование элементарных естественно - научных представлений;
Формирование умения ставить задачу и способствовать самостоятельному поиску решения;
Формирование у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде;
Осознание ценности и хрупкости окружающей природы.
Краткое описание игрового модуля «Эко-остров»
Игровой модуль состоит из двух частей: макет острова с встроенным экраном и макет почты:
- Игровой модуль «Эко-остров» - представляет собой макет острова, на котором располагается поле для детской деятельности – «Эко-телевизор». В «Эко-телевизоре» расположен экран с изображением климатической зоны. Экраны при необходимости могут меняться с помощью встроенного механизма для перекручивания кадров. На поле экрана в «Эко-телевизоре» можно располагать как животный, так и растительный мир, решать различные задачи, провокации и многое другое. (фото и чертеж макета «Эко-остров» см. Приложение 1).
- Еще один компонент, входящий в модуль, это «Эко-почта», представляет собой почтовый ящик для получения и отправки писем и посылок. Если ящик пуст – флажок, находящийся с боку, опущен, а если в ящике находится письмо или посылка – флажок поднят, что облегчает задачу привлечения внимания детей к содержимому в нужный момент. В основе «Эко-почты» лежит игровой приём обратной связи с объектом изучения. Например, получения писем от животных, растений и отправка им ответа. Письма составляются воспитателем совместно с детьми, с учетом педагогических задач. (фото и чертеж макета «Эко-почта» см. Приложение 1).
- Также в комплект игрового обучающего модуля входят накопители с разнообразным дидактическим материалом в «Птицы», «Насекомые», «Растения» разных климатических зон. (см. Приложение1).
Рекомендации по организации и работе с игровым обучающим модулем «Эко-остров»
Игровой модуль располагается в центре науки и естествознания. Мобильность данного пособия позволяет располагать его и в других центрах детской активности в зависимости от ситуации. В функциональной части макета «Эко-телевизоре» заранее помещается рулон с изображенными на нем климатическими зонами, который всегда можно перемотать (сменить изображение изучаемой зоны). Климатические зоны изображены общим фоном. Заполняют зоны дети в зависимости от поставленной задачи растениями, животными или насекомыми. Также изображение зон можно использовать как провокации или проблемные ситуации. Например, фигурка пингвина в пустыне.
Как обратная связь с изучаемыми объектами или средство общения используется «Эко-почта» для передачи и получения писем или посылок. Таким образом, дети могут общаться не только с изучаемыми объектами, но и получать информацию, например из исследовательских центров, экспедиторов или от местных жителей рассматриваемой климатической зоны.
Этот остров необычен не только потому, что на нем могут располагаться разные природные зоны, но и тем, что здесь, при взаимодействии с экранами, можно решить множество различных задач, поставленных взрослыми и детьми.
Природные зоны можно населить животными, птицами, насекомыми и растениями. Кроме того, можно узнать, кто может появиться из яйца, кто живет в песке, в корнях, на деревьях и т. д. Мы их рассмотрим, посчитаем и напишем им письма, получим от них ответы, узнаем об их образе жизни и проблемах.
А для достижения планируемых результатов работы с модулем имеется оптимальный подбор дидактических средств. Это набор накопителей в соответствии с изучаемыми климатическими зонами. Наполнены накопители, как готовым набором карточек, так и заготовками (раскраски, трафареты, шаблоны, ребенок, в зависимости от желания и индивидуальных возможностей, может работать как с готовым материалом, так и с заготовками, то есть самостоятельно изобразить изучаемые объекты.
По окончании работы дети располагают животных, растения и пр. на поле климатической зоны с помощью клейкой ленты.
А после заполнения экрана «Эко-телевизора» можно предложить составить рассказ или придумать интересную историю. А потом рассказать ее друзьям или нарисовать.
Варианты образовательных ситуаций
Образовательная ситуация «Лето в пустыне»
Расскажи, пожалуйста, о том, как бы ты провел лето в пустыне (Египет). Может быть ты встретил ее обитателей? Расскажи нам.
Образовательная ситуация «Путешествие по тайге»
Это фотография из твоего альбома? Как это было здорово – расскажи!
Образовательная ситуация «Кто здесь лишний»
Ребята, в эту природную зону по ошибке волшебным ветром занесло обитателя с другой природной зоны. Найдем его.
Образовательная ситуация «Кто живет в яйце»
Посмотрите, ребята, я нашла это яйцо в пустыне. Как вы думаете, кто может из него вылупиться?
Образовательная ситуация «Комары да мошки»
Как же надоели эти комары и мошки! Неужели их нельзя опрыскивать химическими веществами, чтоб они исчезли? Интересно, а что может произойти, если совсем не будет мошек и комаров?
Образовательная ситуация «Может ли птица заблудиться»
Как жаль, что птицы осенью улетают в теплые края. Почему они не могут остаться?
Образовательная ситуация «Как пингвиненок друзей искал»
Сможет ли пингвин в пустыне выжить? (см. Приложение 3)
Приложения
Приложение 1
Игровой обучающий модуль «Эко-остров»
Игровой обучающий модуль «Эко-остров» состоит:
макет острова с игровым сменным полем в «Эко-телевизоре»
1. макет почты «Эко-почта», где есть специальные ниши для отправления и получения писем и посылок. Также сбоку имеется сигнальный флажок, оповещающий о том, что почта пуста или наоборот – пора заглянуть в отсек для писем.
2. накопители для сбора и хранения различного материала по климатическим зонам с целью дальнейшего использования детьми в процессе игр.
1. Макет «Эко-острова» острова с игровым
сменным полем в «Эко-телевизоре
1.1 Схема - чертеж макета "Эко-остров"
2. Макет «Эко-почта»
2.1 Схема - чертеж макета "Эко-почта"
3. Накопители
Приложение 2
Использование игрового обучающего модуля «Эко-остров» при решении образовательной ситуации «Сможет ли пингвин выжить в пустыне»
Дети получили письмо с просьбой о помощи.
Обращаются к Эко-телевизору для ознакомления
с возникшей проблемной ситуацией.
Решают выяснить, кто же может жить в пустыне?
Знакомят пингвиненка с обитателями пустыни.
А сможет ли выжить в пустыне пингвин?
Ответное письмо пингвиненку с решением
помочь добраться до антарктиды на самолете.
Маршрут и соответствующий транспорт прилагаются.
Составление и рассказ истории о том, как
пингвиненок Лоло домой из пустыни возвращался