Виктория Алексеева
Мастер-класс для педагогов «Сказки-шумелки как инновационная форма работы с музыкально-ритмическими играми»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых увлекательных форм работы с музыкально – ритмическими играми для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.
Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Сказки-шумелки как инновационная форма работы с музыкально-ритмическими играми“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказки-шумелки. Шумовые сказки для детей
- Темочки
Актуальность: В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Игра на детских инструментах является универсальным средством развития творчества детей, их воображение и фантазии. Во-первых, ее можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с ясельной группы. Во-вторых, применять детские музыкальные инструменты можно в различных видах деятельности ребенка – музыкальные занятия, театрализованная деятельность, ознакомление с окружающим миром, конструирование, ИЗО, физкультурные занятия и т. д. Детский музыкальный инструмент обладает чудесной притягательной силой.
Дети все хотят играть. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса. Попав в руки робкого ребенка музыкальный инструмент, помогает ему стать более смелым и решительным, преодолеть неуверенность в себе.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста умения воплощать музыкально – ритмические движения с помощью шумовых инструментов.
Задачи:
Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук.
Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.
Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.
Перед началом разучивания сказки-шумелки рекомендуется показать детям эту сказку в виде кукольного спектакля, мультфильма и т. д.
В некоторых играх используется сочетание озвучивания (игра на музыкальных инструментах) и «театрализации» (имитационные жесты)
Заранее подготовьте инструменты, которые вам понадобятся для озвучивания сказки. Если в детском учреждении нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
Заранее проверьте звучание инструментов, найдите необходимый звуковой эффект (приём игры).
Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей детей. В начале работы над озвучиванием сказок инструменты у них должны быть одинаковые. Проверить их звучание дети должны до начала сказки.
Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите сказку. Поэтому учите детей брать инструменты в руки только для игры, а затем — откладывать («инструменту нужно отдохнуть»)
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в тоже время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, поддержать его творческие проявления.
Учите детей бережному обращению с инструментами.
Инновационный подход в работе со сказками - шумелками :
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребё нка:
Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
Алгоритм работы со сказкой :
1. Знакомство со сказкой : чтение или просмотр мультфильма.
2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
3. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.
4. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.
5. Озвучивание сказки.
Для таких сказок предполагается использование шумовых инструментов и различных звуков.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д. ,
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:
барабаны
тарелки
бубен
треугольник
кастаньеты и т. д.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками.
пластиковые банки с рисом,
гречкой,
ложки,
крышки от кастрюль,
всевозможные трещотки,
расчески,
целлофан.
Именно изготовленные своими руками музыкальные инструменты вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.
Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.
Предлагаем вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
В мастер – классе участвуют две команды (команды скрипичного и басового ключа).
Для начала мы разделимся с вами на две команды: скрипичного и басового ключа и поиграем.
Предлагаю начать.
Участникам ставятся на стол картонные символы басового и скрипичного ключа.
Разминка. «Музыкальные загадки»
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.
(Барабан)
Ими друг о друга бьют,
А они в ответ поют
И блестят, как две копейки, —
Музыкальные.
(Тарелки)
Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?.
(Дудочка)
Опускаем молоточки
На железные листочки,
И летит веселый звон.
Что звучит?
(Металлофон)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких.
(Ложках)
(Каждой команде за верный ответ дается цветная нота)
Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»
Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.
Участники одной из команд прохлопывают ритм, другая команда отгадывает (за верный ответ дается цветная нотка) :
1. «Пусть бегут неуклюже» муз. В. Шаинского сл. А. Тимофеевский
2. «Песенка об улыбке» муз. В. Шаинский сл. Н. Пляцковский
3. «Два веселых гуся»
4. «Песенка друзей» муз. М. Старокодамский сл. С. Михалкова
Игра «Угадай звук»
На экране картинки с изображением (дождь, птицы в лесу, капель, осень, одна из команд на выбранном инструменте озвучивает любую из данных картин, другая отгадывает. (за верный ответ цветная нотка)
Далее задание усложняется Каждый участник загадывает свой образ: завывание ветра, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Педагоги отгадывают эту загадку. Выигрывает тот, чья загадка будет разгадана.
Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)
В песне есть рифма, а способность чувствовать рифму для детей - это навык, выработка и закрепление которого требует длительного времени и грамотного подхода многих специалистов. Процесс рифмовки дает возможность развивать навыки пения и речь. В системе музыкального воспитания Карла Орфа особое внимание уделяется поэтическому музицированию, что помогает детям ощутить красоту звучания поэзии в музыке. Благодаря речевому музицированию, дети не только с удовольствием заучивают стихи на память, но и читают их с особым чувством и выражением, осознают связь музыки и слова.
Участники команда басового ключа озвучивают каждую фразу стихотворения.
«День и ночь»
Рано утром в тёмном небе
Вдруг раздался сильный гром: (Кастрюля)
Капли стукали по крыше
Отчего запел весь дом: (Треугольник)
Тут поднялся сильный ветер,
Зашумел в листве, в саду: (Дудочка, фольга)
С веток яблоки срывались,
Падали на землю – Бум! (Барабан)
А сороки от испуга
Растрещались по округе: (Трещётка)
Гром ударил ещё раз : (Кастрюля)
И затихло всё тот час.
Ахмерова А. С.
Приобретенные в работе с речевыми упражнениями совершенствуют навыки: чувство ритма, владение темпом, динамикой.
Элементарный музыкальный театр предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения танца и художественного образа в изобразительной игре. Развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Игра «Звуковой бутерброд»
В игре участвует команда скрипичного ключа
Выбираем музыкальные инструменты «трех семей» по звучанию : деревянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что –
деревянные инструменты - это хлеб,
металлические - масло,
шумовые - колбаса.
Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук" :
Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты
Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструм.
А теперь кладу колбасу - шумовые инструменты
Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические
Осталась колбаса - только шумовые
Съела и колбасу - шумовые замолкают.
«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.
Звуко - ритмическое упражнение «Колобок»
Участвует команда басового ключа.
В своей работе с детьми часто используем видео - презентации, ритмических упражнений предлагаем вам озвучить музыкальную сказку «Колобок»
Для игры потребуется:
Бубенцы, колокольчик, бубен, маракасы, треугольник.
Сказка шумелка «Теремок» (Участники скрипичного ключа)
Теремок- бубен
Мышка – колокольчик
Лягушка –ложки
Зайчик – треугольник
Лиса –шуршалка
Волк- расчёска
Медведь – барабан.
Сказку вы все хорошо знаете поэтому героев мы называть не будет, а только озвучивать
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
8. Озвучка мультфильма «Ежик в тумане»
В следующей иге участвуют обе команды. Команда басового ключа озвучивают мультфильм с помощью музыкальных инструментов.
Команда скрипичного ключа озвучивает голосом.
С помощью сказок – шумелок и игре на самодельных музыкальных инструментах дети, которые были замкнутые, раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей.
Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, Малыши вырастут чуткими к прекрасному, развитыми людьми.
На этой веселой ноте мы заканчиваем наш мастер - класс. Спасибо за внимание!