Ксения Белоусова
Мастер-класс для родителей с участием детей «Сказки-шумелки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей с участием детей
Мастер-класс для родителей с участием детей «Сказки — шумелки»
Цель: побуждение родителей и детей к творческому музицированию и инструментальной деятельности.
В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:
1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
Публикация «Мастер-класс для родителей с участием детей „Сказки-шумелки“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Сказки-шумелки. Шумовые сказки для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
2. развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха, мелкой моторики рук, творческого потенциала, коллективных навыков игры;
3. формирование художественного вкуса.
Ход мероприятия:
Сегодня мы собрались все вместе, чтобы ненадолго вернуться в детство!
Мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны детям.
Так что же такое шум? Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему
3. Звуковая иллюстрация стихов
4. Сказки- шумелки
Сказки- шумелки - одна из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.
Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.
Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее
условленным сигналом.
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.
Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
Можно предложить ребёнку простые игры-шумелки, в которых главная задача звукового оформителя — быстро ориентироваться в предлагаемых понятиях. Суть задания проста: звук издаётся одним способом (хлопаем ладошками по коленям, или топаем ножками, или стучим по дощечке — неважно). Но варьируем его ритм и громкость.
Давайте попробуем изобразить такую сказку.
Сказка «Мамы и детки». Вы называете взрослых животных и детёнышей, а малыш стучит либо частыми «шажками», либо редкими.
Вот пошла слониха-мама.
Медленно.
А за ней — её слонёнок.
Быстро.
Прошла рядом мама-кошка.
Медленно.
А за ней — её котёнок.
Быстро.
Пробежал смешной щеночек.
Быстро.
А навстречу — папа-пёс.
Медленно.
А за ним собака-мама.
Медленно.
Собака-бабушка.
Медленно.
И маленький братишка-щенок.
Быстро.
Или шумелка-парочка «Далеко-близко»:
Далеко проехал трактор.
Тихо.
Близко проскочил трамвай.
Громко.
Далеко прошёл автобус.
Тихо.
А поближе — грузовик.
Громко.
А поближе — мотоцикл.
Ещё громче.
А подальше — мотоцикл.
Тише.
И подальше — мотоцикл.
Ещё тише.
А сейчас мы сами попробуем озвучим сказку уже с музыкальными инструментами, игрушками-шумелками.
Видео –сказка «Лиса и рыба»
Сказка-шумелка «Весенняя прогулка»
Однажды Танечка с мамой пошли гулять.
Шаги. (трещётка, колотушка)
Дело было весной, когда распустились цветы и повсюду щебетали птички.
«Птичек» могут исполнить детская свиристелка, металлофон, треугольник…
Мама увидела очень красивый цветок и подошла к нему.
Громкие и медленные шаги (трещётка, колотушка)
Она позвала дочку, и Танечка тоже подошла к цветку.
Тихие и быстрые шаги (колотушка)
А там, в цветке, сидела самая настоящая пчела.
«Жжжжжж» (шумелка)
Но Танечка даже ни капельки не испугалась. Потому что пчёл она перестала бояться ещё в два годика. Тем более от пчёлки девочку отвлёк шорох в траве.
Пошелестеть бумагой.
Ну надо же! — восклинула мама. — Смотри-ка, Татьяна: тут ёжик.
Фыр-фыр-фыр (маракасы)
Довольные прогулкой, мама с Танечкой отправились домой.
Шаги (трещётка, колотушка)
По дороге они ещё встретили дятла.
Постучать по дощечке.
Но это уже другая история. А пока — конец!
Удар по треугольнику
Мы исполнили сказку, используя музыкальные инструменты, а можно использовать самодельные инструменты, из бросового материала.
Таких сказок очень много, их можно найти в интернете и вместе с ребёнком поиграть, а инструментами может быть всё что угодно – банки, крышки, ложки, расчёска и т. д.
Сейчас мы с ребятами поиграем в игру, в которой можно использовать образные игрушки – шумелки- игра «Звери в лесу» - развивает у детей чувство ритма, звуковысотность, воображение (музыкальный руководитель играет музыкальные фрагменты под характер зверей – в низком регистре для медведя, в среднем – для зайца, в высоком - для лисы, дети танцуют с игрушкой –шумелкой под свою музыку) Можно вариации придумать: играют танцуют дикие животные, домашние, овощи созрели в огороде… и т. д.
«Зачем всё это?» - спросите вы….
Играя на шумовых инструментах, дети
• во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой)
• во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,
• в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они (сделанные вместе с родителями) вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.
Мы бы хотелось, чтобы и в группе у ваших детей был весёлый театр «игрушек-шумелок». Сегодня мы сделаем самые простые, а кто вдохновиться, может выполнить дома что-то посложнее и принести в детский сад.
Итак, начинаем практическую часть мастер-класса.
(В практической части мастер-класса родители с детьми изготовили игрушки-шумелки по сказке "Теремок").
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
___
2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
___
3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?
___
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Способы изготовления «Игрушек –шумелок»
«Шуршунчики»
. Цветные пластиковые «киндер-сюрпризы» наполняются фасолинками, горошинами, семечками или бусинками и т. п. Чтобы превратить «шуршунчик» в «погремушку», с одной стороны «киндер-сюрприза» проделывается отверстие для палочки-держалочки. Для разнообразия тембра наполнителем погремушки можно использовать крупу.
«Часики-шуршалочки».
Через крышку спичечной коробки протягивается тонкая круглая резинка (по размеру запястья, а в коробку можно положить любые семечки, крупу и т. п. Надев часики на руку, нужно потрясти кистью руки, чтобы «разбудить» инструмент. Этот инструмент удобно использовать и в качестве ориентира (правой, левой стороны) при исполнении музыкально-ритмических движений.
«Озорные колпачки»
. Колпачки от зубной пасты, дезодоранта, лака разных размеров. Этими инструментами дети с удовольствием отстукивают ритм песни, пляски. В зависимости от тембра «голоса» колпачки приобрели имена: бабушка, дедушка, малышок.
«Хлопушки».
Чтобы создать этот инструмент, необходимо проделать шилом два отверстия в нижней части баночки от вазелина, продеть через них тонкую резиночку, закрепить узелками внутри баночки, оставив снаружи петлю из резинки, закрыв крышку и соединить обе части клейкой лентой. Хлопушки надеваются на ладошки. Дошколята очень любят хлопать в ладоши различные ритмы, когда в них «прячутся» «хлопушки». Можно по такому же принципу сделать хлопушки их крышек от майонеза.
«Маракасы-преврашалки»
. В баночки из-под чипсов насыпаются различные наполнители (крупа, семечки, фасоль, горох) – это маракасы. Если поиграть по крышке маракаса палочкой или пальчиком, то он «превращается» в барабанчик. Такое превращение инструмента позволяет его использовать в играх на определение характера музыки
«Барабанчики с двумя голосами»
получились из прозрачных пластиковых контейнеров для изюма. Дети дали такое название инструменту, заметив разное звучание барабана, если поиграть по цветной стороне и по прозрачной.
Звучащие ключи.
Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.
"Звонарики"
Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.
"Чудо-кастаньеты"
Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.
Трещотка "Гармошка"
Описание: Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке.
Шейкер.
Описание: Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.
Дети любят все яркое, блестящее, красочное, поэтому все самодельные инструменты желательно украсить цветной, блестящей упаковочной или самоклеящейся бумагой и т. п. Все эти инструменты дети могут украсить на свой вкус, оклеив их разноцветной бумагой.