Бурина Людмила
Мастер-класс для родителей «Сказки — шумелки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.
Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.
Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.
В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:
Темочки:
- Мастер-классы для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки-шумелки. Шумовые сказки для детей
- Темочки
1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
2. формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;
3. пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
4. развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха, творческого потенциала, коллективных навыков игры;
5. формирование художественного вкуса.
6. Формы работы с шумовыми инструментами
1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему
3. Звуковая иллюстрация стихов
4. Сказки-шумелки
Структура музыкального занятия в детском саду включает в себя несколько видов деятельности.
1. Вход в зал.
2. Музыкально - ритмические движения в виде упражнений.
3. Слушание музыки.
4. Пение, включающее: распевание, речетация с речевой вокализацией, разучивание песен.
5. Музыкально-ритмические движения в виде игр, танцев, хороводов.
6. Игра на д. м. и.
7. Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности.
Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны детям.
Так что же такое шум?
Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
Играя на шумовых инструментах, дети
• во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой,
• во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,
• в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.
У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите пожалуйста себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать.
«Оркестр»
При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему
3. Звуковая иллюстрация стихов
4. Сказки-шумелки
Давайте немного поиграем.
Игра "Звуковой бутерброд".
Выбираем муз. инструменты "трех семей" по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические.
Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса. Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:
Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты
Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты
А теперь кладу колбасу- шумовые инструменты
Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические
Осталась колбаса- только шумовые Съела и колбасу - шумовые замолкают.
"Бутерброд" можно делать в любой последовательности и "съедать" его тоже как угодно.
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.
Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.
Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее
условленным сигналом.
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.
Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшое произведение. Но сначала мы сделаем презентацию инструментов. (из чего он сделан для чего нужен и как на нем играть)
Мышиная история
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,
грызли зёрнышки
РУБЕЛЬ (или расчёска)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)
Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)
Трусливый заяц
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (пакет)
Испугался заяц и бежать. (барабан)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (ложки)
Бросился заяц бежать. (барабан)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (шлепки руками по ногам)
Побежал заяц из леса к речке. (барабан)
А на берегу речки лягушки сидели. (провести палочкой по металлофону)
Увидели они зайца и прыг в воду. (колокольчик)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (барабан)
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: кастаньеты на ручке, пакет, деревянные ложки, рубель, металлофон
На этой веселой ноте мы заканчиваем занятие. Спасибо за внимание!
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?