Ирина Махина
Лэпбук как инновационная форма работы по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Хотелось бы поговорить о новой форме организации образовательной деятельности в процессе формирования экологических представлений у дошкольников.
Что является главной целью экологического воспитания? Главная цель экологического воспитания – это создание условий для формирования основ экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности, формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы.
Публикация «Лэпбук как инновационная форма работы по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Экологические лэпбуки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» март 2018
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта воспитателю ДОУ приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям образования.
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
Как один из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества, это использование для обогащения экологических представлений дошкольников о растениях Архангельской области технологию «лэпбук».
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Для работы над лэпбуком подходит все : и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты.
Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Так что же такое «лэпбук» :
В дословном переводе с английского «Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Такое пособие представляет собой папку, которую удобно располагать на коленях для просмотра ее содержимого.
Лэпбук - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.
Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно -пространственной среде:
• информативен;
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
• пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с
участием взрослого как играющего партнера);
• обладает дидактическими свойствами;
• является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
• вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
• обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Хотелось бы представить лэпбук экологической направленности «Растения нашего края». Он представляет собой альбом с 5-ю разделами-папками. В папках имеются кармашки с собранной информацией по теме.
Дидактическое пособие «Лэпбук «Растения нашего края» предназначено для детей дошкольного возраста. Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять, можно использовать с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.
Цель данного пособия: закрепить и расширить знания детей о растительном мире Архангельской области.
Задачи:
Дать знания и расширить представления детей о растительном мире в целом, а также нашего края
Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга.
Обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову.
Воспитывать внимание, любовь к природе, положительные качества характера, интерес и любовь к природе родного края.
Пособие многофункциональное, трансформируемое, мобильное, удобное как для детей, так и для педагога. Материал подобран с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Значение лэпбука для дошкольников :
способствует пониманию и запоминанию информации по теме,
способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по теме,
способствует повторению и закреплению материала по теме.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что такой способ подачи информации детям помогает закрепить и отработать полученные знания. Дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.