Наталья Бигонь
Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи детей с ОВЗ, посредством дидактических игр с элементами мнемотехники»
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс для педагогов
«Развитие связной речи детей с ОВЗ, посредством дидактических игр
с элементами мнемотехники»
Цель: развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр с элементами мнемотехники
Задачи:
- формировать умение детей работать с дидактическими играми с элементами мнемотехники
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие связной речи детей с ОВЗ, посредством дидактических игр с элементами мнемотехники“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью элементов мнемотехники
- формировать у детей навыки культурного речевого общения
- развивать связную речь детей, обогащать их словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Оборудование: 2 магнитные доски; перфокарты «С какого дерева листок?» и простые карандаши по количеству приглашенных педагогов; мнемотаблица к стихотворению В. Степанова «Космонавт»; обучающие карточки «Кем быть?», мнемотаблица «Профессии»; мнемоквадраты для составления мнемодорожки по сказке «Крошечка – Хаврошечка», указка.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен для педагогов логопедических групп, которые ожидают хороших результатов в развитии связной речи у своих воспитанников.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представлений о дидактических играх с элементами мнемотехники
- внедрение в образовательный процесс методику работы с дидактическими играми с элементами мнемотехники для развития связной речи детей-дошкольников с ОВЗ
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Бигонь Наталья Константиновна. Я работаю воспитателем в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в детском саду № 13. Сегодня, я проведу для вас мастер – класс на тему : «Развитие связной речи детей с ОВЗ, посредством дидактических игр с элементами мнемотехники»
И в самом начале встрече, прошу ответить на вопросы мне словами: да или нет.
- Деток вы любите? (Да)
- Пришли вы на мастер-класс, сил совсем нет, вам длинные лекции хочется слушать здесь? (Нет)
- Я вас понимаю, как быть нам друзья? Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
- Дайте мне тогда ответ:
- Помочь откажетесь мне? (Нет)
- Последнее спрошу у вас я: активными все будете? (Да)
- Знаю, знаю наперед - вы смекалистый народ!
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс : «Развитие связной речи детей с ОВЗ, посредством дидактических игр с элементами мнемотехники»
2. Введение в тематическую часть вопроса.
Воспитатель: Дошкольный возраст детей - наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой и красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка, но анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.
В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста.
При работе с детьми, имеющими нарушения речи, мы – воспитатели компенсирующих групп отмечаем, что они без радости включаются в учебную деятельность, как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.
Поэтому, возникшее противоречие между необходимостью развития у дошкольников связной речи, и недостаточным уровнем сформированности у них речевой активности, приводит к поиску наиболее эффективных методов и приёмов.
Чтобы преодолеть эти противоречия - все чаще возникает необходимость в создании игровой обучающей среды с помощью дидактических игр с элементами мнемотехники для включения дошкольников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность.
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а дидактическая игра с элементами мнемотехники - это особая форма игрового обучения. Играя в такие игры, у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые знания, а так же обогащается их словарный запас и его закрепление, развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память и навыки общения.
Немного напомним, что мнемотехника, в переводе с греческого – это «искусство запоминания», а в целом – это система методов и приемов, позволяющая быстро запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающей действительности и развития речи.
Вы все прекрасно помните, что мнемотехника строится по следующему алгоритму: мнемоквадрат – мнемодорожка – мнемотаблица.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Особенностью использования, в дидактических играх по развитию речи данной техники является то, что в качестве дидактического материала в работе с детьми используются схемы, в которых заложена определенная информация.
Во время проведения игр воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактические игры с элементами моделирования – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
И поэтому, ведущей идеей моего мастер – класса является – познакомить воспитателей с использованием дидактических игр по развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, в интеграции с приемом мнемотехники :
1. в пересказе
2. в составлении рассказов
3. в заучивании стихотворений
4. формирование грамматической развитой речи
Воспитатель: В нашей группе есть много мнемотаблиц, дидактических игр и перфокарт с элементами мнемотехники, которые мы - воспитатели изготовили своими руками. Этот дидактический материал помогает нашим детям развивать связную речь, а так же устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым ряд психических процессов: логическое мышление, память, воображение, внимание. Дети систематизируют свой накопленный опыт.
3. Практическая часть.
Воспитатель: Уважаемые коллеги! А теперь переходим к практике, я приглашаю, вас поиграть!
---1 игра: в пересказе с помощью составления мнемодорожки, где не связанные, на первый взгляд, изображения соединены одним сюжетом и коллаж из графических рисунков располагаются в одну линию.
Дидактическая игра «По дорожкам сказки» (по пересказу р/н сказки «Крошечка – Хаврошечка»). Мнемодорожку можно выложить на столе или на доске.
Цель: Развивать логическое мышление, память, расширять словарный запас, воспитывать интерес к художественному слову.
Оборудование: мнемоквадраты для составления мнемодорожки по сказке «Крошечка – Хаврошечка»
Ход игры: На столе (в хаотичном состоянии) лежат мнемоквадраты к сказке. Воспитатель, предлагает детям вспомнить, какую сказку им читали на предыдущем занятии. Предлагает детям пересказать содержание сказки с помощью составления мнемодорожки, отобрав нужные мнемоквадраты. Дети самостоятельно выкладывают мнемодорожку, соблюдая последовательность повествования сказки.
---
2 игра - для обучения детей составлению описательных рассказов с помощью мнемотаблицы, где связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память и воображение.
Дидактическая игра «Угадай профессию»
Цель: учить детей составлению короткого описательного рассказа, вызвать речевую активность
Оборудование: обучающие карточки «Кем быть?», мнемотаблица «Профессии»
Ход игры: Дети сидят полукругом около мольберта (на мольберте мнемотаблица «Профессии», рядом стол, на котором лежат перевернутые карточки. Дети (по желанию) по одному подходят к столу, берут одну карточку, рассматривают, но не показывают другим. С помощью мнемотаблицы составляет небольшой рассказ о профессии человека с картинки, а дети должны её угадать.
---
3 игра: - для заучивания детьми стихотворений с помощью мнемотаблицы
Суть заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы, заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи» (стихотворение В. Степанова «Космонавт»)
Цель: научится воспроизводить последовательность событий в стихотворной форме
Ход игры: Воспитатель выразительно рассказывает стихотворение.
Затем задает вопросы:
- О чем стихотворение?
-Понравилось ли оно?
-Что запомнилось?
Затем воспитатель повторно рассказывает стихотворение, сообщает, что выучить это веселое стихотворение поможет детям мнемотаблица, на которой все слова стихотворения «зашифрованны». Воспитатель, вместе с детьми переходит к поэтапному объяснению кодирования сочетания слов на мнемотаблице, просит детей воспроизвести текст по условным символам.
---
4 игра – на формирование грамматической развитой речи детей с помощью перфокарты
Среди дидактических игр особое место занимают перфокарты с модельными символами мнемотехники. Каждая такая игра имеет задание с возможностью самопроверки. Самопроверка позволяет формировать у ребенка адекватную самооценку, а так же развивают его аналитические способности.
Дидактическая игра «С какого дерева листок» (для читающих детей подготовительной группы)
Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листики на перфокарте, вспомнить к какому дереву, растущему на территории детского сада, они принадлежат. Затем, прочитать названия дерева и соединить его линией («дорожкой») с соответствующим листиком.
В конце игры, 1-2 ребенка (по желанию, показывают результаты своей работы на доске: рассказывают - какие листья он видит и с какого дерева листок ( например: это березовый листок, он с березы). Если была допущена ошибка – дети её исправляют. Дети, сидящие за столами, самостоятельно сравнивают свою работу с перфокартой на доске, могут самостоятельно оценить свою работу отметкой, как в школе.
4. Рефлексия.
Воспитатель: В заключение работы мне бы хотелось взять у Вас интервью.
1) Довольны ли Вы нашей сегодняшней работой?
2) Получили ли Вы достаточную и полезную информацию о дидактических играх с элементами мнемотехники, при развитии связной речи детей – дошкольников?
3) Будете ли использовать в своей работе с детьми по развитию речи дидактические игры с элементами мнемотехники?
4) Что Вам сегодня понравилось? Не понравилось?
5. Подведение итогов.
Воспитатель: Уважаемые, коллеги! Я думаю, что все игры с приемами мнемотехники, которые я показала сегодня, вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Хочется отметить, что применение дидактических игр с элементами мнемотехники по развитию речи на занятиях позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, а в свободной деятельности позволяет использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.
Желаю всем удачи! Большое спасибо!