Андреева Елена
Мастер-класс для педагогов «Практические рекомендации по использованию методов и приемов театрализованной деятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение:
Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать театрализованную деятельность в едином педагогическом процессе очевидна.
Знакомство детей с театрализованными играми, с куклой бибабо мы начинаем уже в группе раннего возраста. На занятиях мы используем игрушки — герои, которые приходят к детям в гости и оживают. С ними вместе дети играют, пританцовывают, подпевают. Так же, малыши смотрят драматизированные сказки и инсценировки, которые показывают педагоги или старшие дошкольники, - это создает радостную атмосферу.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Практические рекомендации по использованию методов и приемов театрализованной деятельности в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Начиная с младшей группы необходимо последовательно знакомить детей с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого нужно использовать этюдный тренаж, помогающий развивать внимание и восприятие; прививать навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.
В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.
Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать :
- в младшей группе — формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных);
- в средней группе — обучать элементам образных выразительных средств (интонация, мимика и пантомима);
- в старшей группе — совершенствовать образные исполнительские умения;
- в подготовительной группе — развивать творческую самостоятельность в передаче образа, развивать выразительность речи и пантомимы под музыку.
Содержание работы по театрализованной деятельности может включать в себя:
- просмотр кукольных (драматических) постановок и беседы по ним,
- игры-драматизации (в основе лежат собственные действия ребенка, который исполняет ту или иную роль,
- упражнения для социально-эмоционального развития детей,
- коррекционно-развивающие игры,
- артикуляционная гимнастика,
- задания для развития речевой интонационной выразительности,
- игры-превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения,
- упражнения на развитие детской пластики,
- логоритмические упражнения,
- пальчиковые игры,
- упражнения на развитие выразительной мимики,
- театральные этюды,
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок,
- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит, мизансценами и т. д.
Нужно подчеркнуть, что чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения.
Этому способствуют:
- специальное помещение со сценой и зрительным залом,
- костюмы и декорации,
- качественное музыкальное оформление,
- детские музыкальные инструменты,
- различные атрибуты,
- наличие кукол и ширмы.
Примеры практического применения методов и приемов театрализации.
Творческие упражнения на снятие мышечного напряжения:
- Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и с другой стороны.
- Дети двигаются свободно под веселую музыку.
Задание: при прекращении музыки постройтесь в цепочку по диагонали.
- Дети стоят в кругу: педагог произносит слова, дети делают соответствующие движения:
«земля» - руки вниз;
«вода» - руки перед собой;
«воздух» - руки вверх;
«огонь» - вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
- Дети стоят в кругу.
Задание: на счет от одного до десяти построиться в шеренгу по росту.
Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук, необходимой для свободного кукловождения:
1. «Играем на барабане» : ритмично двигать указательными пальцами вверх-вниз.
2. «Мы — мастера» :
а) постукивать кулаком правой ладони по ровной ладони левой, потом — ребром ладони;
б) ритмично постукивать кулачками друг о друга, затем — ребрами ладони.
3. «Фонарики» : делать вращательные движения кистями обеих рук.
4. «Веселые брызги» : отрывисто двигать кистями рук сверху вниз, распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.
5. «Цветочек» : указательным пальцем правой руки выполнять вращательные движения по ровной ладошке левой руки («будим цветочек»). Затем всеми пальцами правой руки гладить каждый палец левой руки от ладони до кончиков («гладим лепестки цветка»). Поменять руки.
6. «Стирка белья» или «Мы платочки постираем» (имитировать движения стирки, глажки и пр.)
7. «Пальчики шагают, бегают, танцуют».
8. «Мы рисуем» : рисовать пальцем как карандашом или кисточкой.
9. «Я играю» : имитировать игру на разных музыкальных инструментах.
10. «Пчела» : вращать указательным пальцем правой, затем левой руки, обеими руками.
11. «Лиса и заяц» : левая рука - «лиса» медленно крадется, правая - «заяц» убегает.
12. «Улитка» : положить правую руку, сжатую в кулак, на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.
13. «Ножницы» : указательным и средним пальцами имитировать стрижку ножницами, остальные пальцы сжаты в кулак.
Скороговорки на развитие дикции:
1. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
2. Волки рыщут — пищу ищут.
3. Жук над лужею жужжа,
Ждал до ужина ежа.
4. В перелеске перепел
перепелку перепел.
Упражнения на развитие интонационной выразительности:
1. Исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» сначала голосом козы, потом — Волка.
2. Прочитать следующие стихи: удивительно, насмешливо, недоумевая:
Кумушка, послушай!
Вправду, кроме шуток,
открывают школу
Для утят-малюток.
Л. Фурмина
3. Произнести фразы: «Оторвали мишке лапу», «Побежал еж по комнате», «Это моя бабушка» - так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу вся фраза.
4. Предложить ребенку попросить у друга игрушку: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя т. д.
5. Предложить ребенку задавать вопросы от лица Михаила ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого так, чтобы слушатели могли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.
Упражнения для развития памяти:
1. Разыгрывается любая сценка или проводится инсценировка песни. Зрители делятся на благодарных зрителей и критиков. Высказывают свое мнение.
Затем разыгрывается сценка, после которой зрители меняются ролями: благодарные зрители становятся критиками.
2. Идут двое детей. Один — впереди, другой позади, в точности повторяя движения первого, как тень. Потом дети меняются ролями.
3. Дети сидят полукругом. Первый ребенок говорит любое слово, второй его повторяет и произносит свое слово, третий повторяет два первых слова, добавляя свое и т. д. Кто забыл, выбывает из игры. Во время игры нужно быть внимательным, не издавать лишних звуков и смотреть друг на друга.
4. «Фотограф» : двое детей запоминают порядок лежащих на столе предметов. Взрослый считает от одного до дести, накрывает предметы платком, перемешивает их. Дети должны разложить предметы в том же порядке.
Упражнения на развитие воображения:
1. Однажды утром девочка проснулась и говорит: «Я видела хороший сон». Какой сон она могла видеть?
2. Маленький мышонок говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!»
Чего он может бояться?
3. Жила-была праздничная свеча. Она с нетерпением ждала, когда же начнется праздник. И вот он наступил. Свечу зажгли и поставили на стол. Что было дальше?
4. О чем может думать один карандаш, лежа в коробке карандашей?
5. Что могут думать: книжка, швабра, чашка, ложка, вилка и т. д. ?
Упражнения на развитие выразительной мимики (жестов) :
Передать мимикой следующие образы:
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Обиделся.
6. Удивился.
7. Умеем лукавить. (подмигивание)
8. Кошка (собака) выпрашивает колбасу.
9. Две обезьяны: одна гримасничает, другая копирует первую.
10. Испуг.
11. Радость.
12. Восторг.
Пантомимы:
1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.
2. Много снега — протопчем тропинку.
3. Моем посуду, вытираем ее.
4. Мама с папой собираются в театр.
5. Как ходит тишина.
6. Как скачет солнечный зайчик.
7. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.
8. Расцвели, как цветы, завяли.
9. Котенок на солнышке: жмурится, греется.
10. Поросенок в луже.
Театральные этюды :
Задачи: развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (кубки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись.
2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
3. На носочках я иду -
Маму я не разбужу.
4. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
5. Снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
6. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку, спокойно, с наслаждением.
Игры-драматизации (пример) :
«Умываемся:
Кран откройся,
Нос умойся,
Воды не бойся!
Лобик помоем,
Щечки помоем,
Подбородочек,
Височки помоем,
Одно ухо, второе ухо -
Вытрем сухо!
Ой, какие мы чистенькие стали!
А теперь пора гулять,
В лес пойдем мы играть.
А на чем поедем — вы должны сказать.
(Самолет, велосипед, машина, трамвай.)
Стоп!
Дальше ехать нам нельзя,
Шины лопнули, друзья.
Будем мы насос качать,
В шины надувать.
Ух! Накачали.
Музыкальные игры (дают возможность развивать творческие музыкальные способности, пластику, ритмичность, музыкальность, эмоциональность, воображение) :
- развитие песенного творчества;
- музыкальная импровизация (с использованием детских музыкальных инструментов);
- музыкальные игры разных видов (коммуникативные, хороводные, народные,
- пластические игры, развивающие двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений,
- сказочные этюды (под музыку) («Улитки», «Куклы деревянные — куклы тряпочные», «Пьеро и Мальвина», «Буратино», «Кузнечики», «Лягушки», «Кот Базилио и Лиса Алиса», «Листопад», «Маятник», «Великаны и гномы» и т. д.)
Разыгрывание сказок:
Дети всегда готовы разыгрывать сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миро через образы, звуки, музыку, а умелые вопросы педагога побуждают думать, анализировать. Делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другими персонажами, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Список использованной литературы :
- журнал «Дошкольное воспитание» №7-12, 2002 и №1-4, 2003
- журнал «Музыкальный руководитель» №2-6, 2008, №4, 2004
- журнал «Справочник музыкального руководителя» 2020-2021
- Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» - М. : ТЦ Сфера, 2006