Римма Зайдуллина
Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Современные дошкольники – это дети «нового времени», со своим своеобразным мышлением, мировосприятием, отношением к окружающим. Современные малыши довольно быстро на интуитивном уровне осваивают разнообразные технические штучки. В наше время каждый родитель желает, чтобы его ребенок был способен творчески мыслить, грамотно анализировать получаемую информацию, а также принимать правильные решения, соответствующие его возрасту. Чтобы достичь всего выше указанного, специалисты настоятельно рекомендуют использовать во время учебного процесса новые технологии, в частности использование сенсорного стола, с помощью которого происходит полноценное и всестороннее развитие детей. Его применение делает обучение разнообразным и интересным.
Публикация «Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2021
Как показывает практика, обучение с помощью интерактивного стола вызывает большой интерес у детей и позволяет максимально повысить усвоение изучаемого материала. Согласно исследовательским данным, именно эти столы позволяют улучшить когнитивные, моторные и социальные навыки детей. Поэтому сегодня их используют как в школах, так и дошкольных учреждениях. Несмотря на это, у многих возникают сомнения относительно целесообразности использования подобной техники. Чтобы разобраться, для чего нужен интерактивный стол для дошкольников в подобных учреждениях, рассмотрим, как можно использовать интерактивное оборудование в учебно-воспитательном процессе
Интерактивный стол представляет собой оборудование, предназначенное для использования в детских садах и школах. Он создан согласно всем образовательным стандартам, что позволяет ему задействовать всевозможные интерактивные средства обучения, начиная от подготовки уроков и их проведения для больших аудиторий и заканчивая независимой проверкой усвоенных знаний. При этом конструкция, как и характеристики интерактивных столов, существенно отличаются друг от друга. Данный вид оборудования следует подбирать на основании того, в каком учреждении оно будет применяться. Пользоваться устройством могут дети в возрасте от 3 лет. Управлять сенсорным столом легче, чем компьютером: нет мышки и клавиатуры – просто нажимай на экран.
Понятие интерактивных методов. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. На смену традиционным методам приходят активные и интерактивные методы обучения и воспитания, направленные на стимулирование разностороннего развития личности ребенка.
Решением задачи является использование педагогом интерактивных методов. Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятий «метод» и «интерактивный». Метод -способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. Понятие «интеракции» состоит из двух слагаемых: «интер» -между, «акция» —усиленная деятельность между кем-либо. Итак, интерактивные методы-это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса. Интерактивный-это способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем -либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение эго, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника. Интерактивная технология обучения подразумевает такую организацию педагогического процесса, в которой невозможно неучастие ребенка в коллективном взаимодействии. Интерактивное обучение построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога и полилога обучающихся между собой и педагогом. 2. Особенности интерактивного обучения.
Интерактивное обучение решает три задачи:
1. Учебно —познавательную
2. Коммуникативно —развивающую
3. Социально –ориентированную.
Суть интерактивных методов :-обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога;-предполагаются условия для самообразования и саморазвития; -нет доминирования одного мнения, лидера;-роли педагога уходит на второй план -дети на себя берут роль педагога, начинают обучать друг друга;
-педагог выступает лишь в роли фасилитатора, т. е. организатора процесса бучения создателя условий для инициативы дошкольников, координатора выполнения заданий. Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
Особенности интерактивного обучения
1. Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями сменой и разнообразием их видов, форм я приемов.
2. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращаются к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируется на основе и в связи с таким опытом.
З. Часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.
4. Для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участникамисвоей деятельности и состоявшегося взаимодействия.
5. Интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.
6. В ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.
7. В ходе диалогового общения у участников формируются умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить сво мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.
Формы организации интерактивного взаимодействия :
1. Индивидуаљная (каждый участник выполняет задние самостоятельно)
2. Парная (задание выполняется в паре).
З. Групповая (задание выполняется в подгруппах)
4. Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно).
5. Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после того выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).
Методы интерактивного обучения
Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:-интерактивные и ролевые игры :-дискуссии;-Кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций)-«мозговой штурм»;-метод проектов;-метод ассоциаций,
Характерные особенности интерактивных методик :
1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
2. Наличие ч тко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
З. Наличие ясной, конкретной цели.
4. Взаимодействие участников в том объ ме тем способом, который сами определяют.
5. Групповая рефлексия.
6. Подведение итогов.
Рассмотрим влияние методов интерактивного обучения на процесс обучения дошкольников. Ролевые игры способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. Во время интерактивной игры происходит освоение участниками группы нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность. Существует много вариантов интерактивных игр, но способ проведения достаточно универсален.
Существует следующий алгоритм проведения интерактивной игры :
1. Подбор педагогом заданий н упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.
3. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
4. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие -то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
5. После окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение, анализируются результаты, подводятся итоги.
Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.
Метод «Мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах организованной деятельности : для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобрет нных знаний.
«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений детей. Кроме того, у детей формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.
Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающий -обучающийся» и «обучающийся -обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями педагогом и воспитанником. Во время дискуссии формируются следующие компетенции:-коммуникативные (умения общаться, формулировать н задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника н др.)-способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, -умения отстаивать свою точку зрения, т. е. навыки социального общения.
«Кейс-метод» или «Анализ ситуаций» Метод подразумевает анализ различных ситуаций, как реальных, так и вымышленных. При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.
В ходе использования интерактивного стола дети играют индивидуально, в парах, подгруппой. Они работают общаясь, развивая свои коммуникативные качества.
Интерактивный стол позволяет эффективно вовлекать детей в процесс обучения. В игровой форме обучение детей происходит посредством развивающих игр с помощью звуковых эффектов, сопровождения красочного видеоряда, логических задачек и т. д. Он обладает большой рабочей поверхностью. Это очень удобно при совместной работе, когда необходимо принять какое-либо совместное решение, или наглядно показать какую-либо информацию
Стол несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает его использование значимым для развития детей.
В работе, с использованием интерактивных столов мы используем различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря этому, дети видят большие цветные изображения, которые самостоятельно передвигают. Ни какое другое оборудование не дает таких возможностей.
Наиболее значимым отличием является программное обеспечение, которое устанавливается на основе потребностей учреждения.
• В логопедическая практике современное сенсорное оборудование помогает ребенку в более увлекательной, игровой форме осваивать навыки правильного речевого дыхания, содействует улучшению навыков фонематического анализа, способствует эффективной подготовке дошкольника к грамоте и грамматическому строю речи.
• В работе педагога-психолога совместное взаимодействие детей за интерактивным столом способствует формированию коммуникативных способностей. Дети работают в группе, учатся совместно принимать решения, прислушиваться к мнению других,уступать друг другу Интеграция современных технологий положительно влияет на процесс социальной адаптации детей.
• В работе учителя-дефектолога сенсорные устройства так же немаловажное значение, Их использование способствуют формированию у детей необходимых навыков. В игровой развлекательной форме дети учатся запоминать поставленные задачи, объяснять принятие тех или иных решений.
Программное обеспечение включает интерактивные приложения, которые всесторонне развивают детей :
* Многовариантный вопрос – дети отвечают на вопросы, перетаскивая изображение;
* Горячие точки – дети перетаскивают надписи на свои места;
* Сортировка по группам – дети распределяют понятия по группам;
* Рисование – дети выбирают цвета и эффекты и рисуют пальцами;
*Обучение счету
* Сложение – дети решают примеры;
*Сложение Плюс – решают математические примеры, используя визуальные объекты
*Обучение чтению.
*Логические игры и задачи
*Задачи на внимание и развитие памяти
*Пазлы и раскраски
Каждое приложение позволяет организовать работу над материалом определенным образом. Кроме графических материалов есть звуковое сопровождение, голосовые инструкции, сигналы правильности выполнения заданий.
Задачи развития: развивать коммуникативные умения и навыки, развивать эмоциональную сферу; развивать умения и навыки индивидуальной, групповой работы; развивать воображение; память, мышление, развивать речь, развивать мелкую моторику; способствовать снятию мышечного напряжения.
Задачи образования: расширять кругозор и словарный запас детей; расширять и уточнять знания детей; развивать у детей умение понимать друг друга без слов, работать в паре, договариваться между собой.
Таким образом, компьютерные игры, созданные специально для дошкольников, развивают у детей такие важные операции мышления как обобщение и классификация; учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты.
Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные: память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
В такой обстановке дети учатся с удовольствием. Их не нужно заставлять читать и писать, они хотят этого сами. Ведь обучение сопровождается игрой. К тому же визуальная информация запоминается на 80 % лучше, чем звуковая.
Предварительные результаты свидетельствуют, что использование интерактивного оборудования в учебном процессе расширяет дидактические возможности обучения детей и сопровождается, с одной стороны, увеличением объема учебной нагрузки, а с другой — способствует повышению уровня учебной мотивации со стороны дошкольников. Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе обучения составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней дошкольников — в пределах 10 минут. В заключении можно сказать, что интерактивные оборудования позволяют успешно решать задачи: развивают свободное общение со взрослыми и детьми, развивают все компоненты устной речи детей, а также способствуют практическому овладению дошкольниками нормами речи.