Ирина Гуляева
Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня друзья!
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Пришли вы на мастер-класс, а сил совсем нет,
Я вас понимаю…
Но как быть тогда?
Проблемы детей решать нужно всегда? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всём помогать,
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда вас прошу мне во всём помогать.
Приветствие кончилось, можно начать.
Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у дошкольников – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Мнемотехника – очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.
Для начала – притча.
В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто, где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто, где сидел и кто, что делал. Так, родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания – топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве и по мере надобности доставать его.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые мы используем в речевой работе с детьми.
Конечно, нам всем с детства хорошо известна фраза, для запоминания цветов радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Или, аналогичная ей «Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь». Начальные буквы слов дают названия цветов: красный, оранжевый, жёлтый и т. д. Просто тогда мы не знали, что это и есть мнемотехника.
Основной «секрет» мнемотехники прост и всем известен – это связь нескольких образов. Вспомнив один образ, или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы. Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь «секрет».
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления.
Ещё К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов картинками, и он их усвоит на лету».
Этому-то и способствует мнемотехника.
Мнемотехника – это техника развития памяти, совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, т. о. весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение (может быть предмет, явление природы, персонаж сказки и т. д.). Его применяют в младшем возрасте и зарисовывается обязательно цветным изображением.
Солнышко греет.
Травка зеленеет.
Мнемодорожка – на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки-схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображения предлагаются однотонные.
Алёнушка взяла корзинку. Пошла в лес за грибами.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен рассказ, текст, сказка, стих и т. д. В качестве символов-заместителей используются :
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Её используют в старшем дошкольном возрасте. Вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :
- заучивания стихов, потешек,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при пересказе текстов,
- при составлении описательных текстов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
А сейчас вашему вниманию я представляю мнемотаблицу для заучивания стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья». На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
Милая певунья,
Ласточка родная.
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьётся
С песнею живою,
«Я весну и солнце
Принесла с собою!»
Этапы работы над стихотворением
- сначала я выразительно читаю стихотворение,
- сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть,
- ещё раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу,
- задаю вопросы по содержанию, объясняю непонятные детям слова в доступной форме,
- читаю отдельно каждую строчку, дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу,
- дети читают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
А сейчас, уважаемые коллеги, я приглашаю желающих разделиться на 3 команды по 2 человека.
Первой команде зашифровать 2 пословицы в мнемодорожку.
Второй команде зашифровать в мнемотаблицу сказку.
Третьей команде зашифровать в мнемотаблицу 2загадки.
А пока наши коллеги выполняют задание, я предлагаю поиграть:
- «Расшифруй стихотворения». На экране появляются мнемотаблицы, мнемодорожки.
- «Отгадай загадки».
- «Расшифруй пословицы».
Давайте посмотрим, как наши коллеги справились со своим заданием.
Вывод:
Благодаря мнемотехники :
- развивается связная речь,
- сокращается время запоминания,
- развиваются основные психические процессы,
- у детей появляется желание пересказывать текст.
Я надеюсь, что эта информация оказалась для вас интересной, полезной, и главное, она поможет вам в работе с детьми.
В завершении притча «Четыре свечи».
В комнате горело четыре свечи.
Первая сказала: «Я – СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!» И огонёк свечи погас.
Вторая сказала: «Я – ВЕРА». К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше». Едва произнеся это, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла: «Я – ЛЮБОВЬ! У меня нет сил гореть дальше. Люди не ценят и не понимают. Они ненавидят тех, которые любят их больше всего – своих близких». И через мгновение эта свеча угасла.
Вдруг… в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: «Что выделаете? Вы должны гореть! Я боюсь темноты!» Произнеся это, он заплакал.
Взволнованная четвё ртая свеча произнесла: «Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие свечи. Я – НАДЕЖДА!»
Уважаемые педагоги! Пусть НАДЕЖДА всегда будет с вами и не даст погаснуть ЛЮБВИ, ВЕРЕ и СПОКОЙСТВИЮ, которые очень нужны ребёнку и взрослому для СЧАСТЬЯ!