Лилия Горбунова
Мастер-класс для педагогов «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада»
Мастер-класс для педагогов по теме «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»
Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Горбунова Лилия Васильевна
Цель: Способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Вступительная беседа.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2022
Здравствуйте, уважаемые, педагоги! Давайте для начала порассуждаем, чем отличаются девочки и мальчики? (ответы участников мастер-класса)
Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить. Девочка – это будущая прежде всего мама, женщина. Девочки, желающие стать прекрасными дамами, не кричат, не ругаются, стараются быть нежными, отзывчивыми.
Мальчик – будущий мужчина. А настоящий мужчина никогда не обидит женщину. Он всегда готов прийти на помощь. Он сильный и берет на себя ответственность, все трудности. Мальчик, который хочет стать таким, никогда не обидит девочку. Он умеет защищать девочек от неприятностей и опасностей.
«Гендер» означает «социальный пол». Сейчас тема для гендерного воспитания актуальна на сегодняшний день. Хочется отметить,что девочка, женщина,девушки зачастую более мужественные. А мальчики,мужчины принимают позиции девочек. Для начала давайте попробуем ответить на первый проблемный вопрос. Гендерное воспитание – это… (предположения педагогов). Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу. Уважаемые коллеги обратите внимание на таблицу где показано: Социально –психологические особенности, свойственные противоположным полам. (Показ сравнения таблицы.
Для этого я предлагаю вам побыть детьми. Мы разделимся на мальчиков и девочек. Выбирайте сами. Уважаемые коллеги я приготовила задания, которое использую в работе с детьми. Попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно ребятки, и отвечайте, кто это-«мальчик» или девочка»
1. Отгадывание загадок.
Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у (мальчишки).
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только (мальчики).
Болтали час без передышки в цветастых платьицах (девчонки).
При всех помериться силенкой конечно любят лишь (мальчишки).
Ведущий Молодцы!
2. Отгадай «Двойное имя»
Предлагаю следующее задание. Оно сказочное. У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь. Сначала отвечают только девочки. Обратите внимание на подбор второго женского имени. Оно характерно именно чертам девочек. И объясните смысл второго имени.
Елена. (Прекрасная)
Сестрица. (Аленушка)
Василиса. (Премудрая)
Крошечка (Хаврошечка)
Марья. (Искусница)
А сейчас задание для мальчиков. Тоже обратите внимание на подбор второго имени.
Мальчик. (с пальчик)
Братец. (Иванушка)
Иван. (Царевич)
Три богатыря.
Ведущий Молодцы, победила Дружба!
3. Ведущий От того, как мы воспитаем наших детей напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут. Предлагаю вам решить педагогическую ситуацию, которая имеет место в практике педагогов-дошкольников.
Ситуация (слушаем внимательно) : Мать с ребенком встречаются с воспитателем.
Моему сыну два года. Я заметила, что во время игр с другими детьми он чаще играет с игрушками, которые больше подходят девочкам: куклы, коляски, посуда и т. д. Стоит ли мне беспокоиться по поводу его неправильной ориентации и запрещать ему играть с этими игрушками
Вопрос Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Запрещать совсем играть мальчикам в игры которые играют девочки…куклы, коляски, нельзя. Они формируют будущих пап, семьянина. Чтобы вырасти не только настоящим мужчиной, но и счастливым, открытым миру человеком, мальчику нужно научиться проявлять чувства, эмоции (тут помогут мягкие игрушки, попробовать все роли, в том числе и роль папы! Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин
4. А теперь предлагаю вам отдохнуть, поиграть в игру «Моя семья» (психологическая игра)
Обними соседа справа
Обними соседа слева
Мы с тобой друзья, да, да, да
Мы с тобой одна семья да, да, да
Я, ты, он, она--дружная семья.
Теперь мы с вами одна дружная семья и поиграем еще в одну игру: «Волшебный цветок».
«Волшебный цветок». Цели: Формирует у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек. Я прошу вас встать вокруг стола. Представьте что вы воспитанники моей группы. Ребята в волшебной стране жили дружно, пока не появилась злая фея и не поссорила их. Чтобы мальчики и девочки в этой волшебной стране помирились и научились понимать, и ценить друг друга, нам нужно сделать цветок дружбы. Для этого нужно каждому по очереди взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика и собрать цветок. Я начну: доброта… Вот какой волшебный цветок у нас получился. Но если мы не будим стремиться к этим положительным качествам, то наш цветочек может погибнуть. Как мы поняли формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность вместе общаться, играть, трудиться
5. Итог
А нам с вами воспитателям и вообще взрослым, нужно стремиться развивать у детей:
• положительное эмоциональное отношение к своему полу,
• чувство гордости за принадлежность к нему,
• соответствующие полу предпочтения и интересы;
• начальные качества мужественности и женственности
• добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками.