Анастасия Шеркунова
Ознакомление с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Петушок и бобовое зернышко»
Русская народная сказка
Задачи. Поддерживать интерес и эмоциональное восприятие русских народных сказок. Приучать внимательно слушать, понимать главную мысль сказки, оценивать характеры героев, отвечать на про-стые вопросы по сюжету сказки.
Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям удобно расположиться вокруг нее и послушать русскую народную сказку «Петушок и бобовое зернышко» о торопливом петушке. Интересуется, знают ли дети, что означает слово «торопливый» — это какой? (Тот, кто все время спешит, торопится сделать все побыстрее.)
Публикация «Ознакомление с художественной литературой» размещена в разделах
Педагог читает сказку выразительно, не торопясь, демонстрируя детям иллюстрации по ходу чтения. После чтения беседует с детьми по содержанию сказки. Дети высказываются свободно, по желанию, в этом возрасте их ответы часто короткие. Примерные вопросы для беседы:
— Про кого рассказывалось в сказке?
— Какая беда приключилась однажды с петушком?
— Кто выручал Петушка из беды?
— К кому обратилась курочка за помощью? (воспитатель вместе с детьми последовательно вспоминает всех героев).
Воспитатель поясняет детям, что кузнец — это человек, который делает разные инструменты из металла. Он может сделать косу, которой косят траву. (Можно показать картинку с изображением косы или косарей «Заюшкина избушка», на которой изображен петушок, несущий косу на плече.)
— Зачем хозяину понадобилась коса?
— Почему хозяйка велела курочке принести травы?
— Для чего понадобилось молоко?
— Как курочка помогла петушку?
— Какими словами мы можем сказать о ней, какая она? (Добрая, заботливая, внимательная и пр.) А можно ли сказать, что курочка торопливая? Почему?
Далее воспитатель предлагает детям не только послушать сказку еще раз, но и поиграть в нее. Вносятся фигурки плоскостного театра или куклы и игрушки, наряженные в героев сказки. Педагог может предложить детям помочь ей двигать фигурки в процессе рассказывания сказки (или делает это сама). Таким образом, дети слушают сказку повторно. Воспитатель, озвучивая реплики героев, приглашает к этому и детей, стимулируя их таким образом к произнесению фрагментов текста с разной интонацией, выразительно.
В конце занятия игрушки остаются в игровом уголке, где воспитатель заранее готовит некоторые декорации, например, зеленый лужок, домик, плетень. Эта наглядная ситуация будет стимулировать детей использовать эти игрушки в свободной игре, самостоятельно повторяя эпизоды сказки. Также эту игровую ситуацию педагог может использовать для индивидуальной работы с отдельными детьми по развитию связной речи.