Елена Чаус
Планирование работы по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Публикация «Планирование работы по теме „Ознакомление дошкольников с художественной литературой“» размещена в разделах
В работе с детьми особое значение имеет обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Цель: всестороннее развитие дошкольников через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Задачи:
Формировать устойчивый интерес к художественной литературе.
Развивать творческие, познавательные и коммуникативные способности детей, эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.
Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Содействовать совместной деятельности родителей и детей, гармонизации отношений между ними.
Создать условия для эстетического развития через пополнение предметно-развивающей среды (центр театрализованной деятельности, центр книги).
План работы
Работа с детьми
Сентябрь
Тема: «Сказ как литературно-художественное повествование»
Содержание работы : Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений
Чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце»
Практический выход: Ежедневный вечер чтения. Драматизация отдельных эпизодов в лицах
Октябрь
Тема: «Русские народные сказки»
Содержание работы : Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Рассказывание русской народной сказки «Хвосты»
Практический выход: Ежедневный вечер чтения. Драматизация русской народной сказки «Хвосты»
Ноябрь
Тема: «Малые фольклорные формы (загадки, скороговорки, считалки)»
Содержание работы : Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Малые фольклорные формы (чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок)
Практический выход: Ежедневный вечер чтения. Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»
Декабрь
Тема: «Стих как художественная речь»
Содержание работы : Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Чтение любимых стихотворений
Практический выход: Ежедневный вечер чтения. Развлечение «Новогодний калейдоскоп стихов»
Январь
Тема: «Зарубежный фольклор (английские сказки)»
Содержание работы : Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Рассказывание сказки «Три поросенка»
Практический выход: Ежедневный вечер чтения. Драматизация сказки «Три поросенка»
Февраль
Тема: «Рассказы для детей»
Содержание работы : Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»
Практический выход: Ежедневный вечер чтения. Чтение в лицах рассказа Н. Носова «На горке»
Март
Тема: «Образ природы в стихах»
Содержание работы : Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Чтение любимых стихотворений о весне
Практический выход: Ежедневный вечер чтения. Развлечение «Расскажи стихи руками»
Апрель
Тема: «Малые фольклорные формы (пословицы)»
Содержание работы : Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Малые фольклорные формы (составление сказок по пословицам)
Практический выход: Ежедневный вечер чтения. Спектакль с участием детей и родителей «Русская народная сказка»
Май
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»
Содержание работы : Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, ее героях. Чтение сказок А. С. Пушкина
Практический выход: Вечер памяти. Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина
Работа с родителями
Сентябрь
Содержание работы : Рекомендации по выбору возрастной художественной литературы
Практический выход: Беседа: «Книги, которые вы читаете дома»
Октябрь
Содержание работы : Обмен мнениями: «Роль сказки в жизни ребенка»
Практический выход: Родительская гостиная
Ноябрь
Содержание работы : Консультация «Малые фольклорные формы – что это такое?»
Практический выход: Информация в уголке для любознательных родителей
Декабрь
Содержание работы : Привлечение родителей к участию в жизни детского сада
Практический выход: Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»
Январь
Содержание работы : Открытый показ организованной образовательной деятельности на тему «Рассказывание сказки «Три поросенка»
Практический выход: День открытых дверей
Февраль
Содержание работы : Рекомендации: «Рецепты составления домашней библиотеки»
Практический выход: Беседы с родителями, индивидуальные консультации
Март
Содержание работы : Консультация «Насколько важно читать ребенку»
Практический выход: Информация в уголке для любознательных родителей
Апрель
Содержание работы : Привлечение родителей к участию в жизни детского сада
Практический выход: Спектакль с участием родителей «Русская народная сказка»
Май
Содержание работы : Подготовка фотографий детей во время драматизации художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг
Практический выход: Фотовыставка «Наши юные таланты»
Самореализация педагога
В течение года
Содержание работы :
*Изучение нормативных документов
*Чтение тематических педагогических изданий
*Чтение методической и тематической литературы
*Обзор тематической информации в интернете
*Проведение открытых мероприятий (с последующим анализом со стороны коллег)
*Изучение и внедрение новых технологий
*Создание собственного блога и электронного портфолио
*Работа с родителями
*Информация для родителей о тематических мероприятиях в ДОУ
*Пополнение центров книги и театрализованной деятельности
Практический выход: Повышение педагогической компетентности
Сентябрь
Содержание работы : Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам месяца
Практический выход: Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам месяца
Октябрь
Содержание работы : Работа с методической литературой, изучение педагогической диагностики
Практический выход: Мониторинг
Ноябрь
Содержание работы : Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»
Практический выход: Выступление на педагогическом совете
Декабрь
Содержание работы : Пополнение центра книги
Практический выход: Выставка «Любимые книги»
Январь
Содержание работы : Пополнение центра театрализованной деятельности
Практический выход: Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности
Февраль
Содержание работы : Подбор фотографий, иллюстраций портретов детских писателей
Практический выход: Выставка «Детские писатели»
Март
Содержание работы : Подбор иллюстраций по теме «Времена года»
Практический выход: Альбом «Времена года»
Апрель
Содержание работы : Доклад «Ознакомление дошкольников с художественной литературой». Подведение итогов педагогической диагностики
Практический выход: Доклад «Ознакомление дошкольников с художественной литературой». Подведение итогов педагогической диагностики
Май
Содержание работы : Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете
Практический выход: Выступление на педсовете