Татьяна Кузнецова
Мастер-класс для педагогов «Организация проектной деятельности в ДОУ»
Тема: Организация проектной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Цель: Познакомить педагогов с возможностями использования проектной деятельности для реализации ФГОС ДО
Задачи: Провести исторический экскурс в историю проектной деятельности. Проанализировать возможность оптимального использования метода проекта в работе с дошкольниками. Организовать работу по созданию картотеки паспортов проектов.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Организация проектной деятельности в ДОУ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Форма и методы организации :для педагогов без участия детей, беседа, практическая работа
Количество участников: по запросу
Оборудование: бумага формата А4 (плотной фактуры, маркеры, ручки, карандаши
Материалы:
готовые паспорта проектов,
картотека проектной деятельности по направлению,
буклет для педагогов «Советы воспитателю по организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Предполагаемый продукт деятельности : картотека паспортов проектов по темам : «Удивительный мир космоса», «Мой край родной», «Профессии», «Традиции моей семьи»
Актуальность:
Система образования не стоит на месте и дошкольное образование в том числе.
Все мы знаем что Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
В ФГОС ДО от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;
Часть 1 Общие положения
В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)
1. Основные принципы дошкольного образования:
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество Организации с семьёй;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.
2.1. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Использование метода проекта в дошкольном образовании
2 Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
3 Метод проектов - Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Метод пpоекта как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Pабота над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усваивать больший объем информации, понимать связи между предметами и явлениями.
4 проект – это 6 «П» :?
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Шестое «П» -это Пополнение портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Существуют основные требования к использованию метода проекта в детском саду : в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
5 Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов, развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
6. Этапы проектной деятельности.
Что необходимо педагогу для организации и проведения проекта с группой детей. ?
• В первую очередь необходимо определиться с темой проекта (В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети, в соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это активные участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.)
• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
• При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
• Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
• Создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей.
• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Последним этапом проекта является — защита
Защита — всегда самый зрелищный этап.
На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
8. Преимущества проектного метода :
Он -является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
-повышает качество образовательного процесса;
-служит развитию критического и творческого мышления.
-способствует повышению компетентности педагогов.
-является оптимальным средством для реализации ФГОС ДО
9. Таким образом, освоение технологии проектирования позволит повысить уровень профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы и успешного внедрения ФГОС ДО.
10. Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
11. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
12. Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
А так же Значимы и другие виды проектов, в том числе:
• комплексные
• межгрупповые
• творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы» и др. ;
• групповые
• индивидуальные
• исследовательские
13. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
14. Картотека проектной деятельности в ДОУ
Для максимального использования проектной деятельности в ДОУ, оптимально составить и использовать в работе картотеку проектной деятельности, которая будет отражать следующие направления: например
-времена года
- народные праздники
-социальные праздники
-региональный компонент
-приоритетное направление ДОУ
-работа с родителями
15. Картотеку можно оформить формате А 4 в форме паспорта проекта.
Практическая часть
Все участники мастер –класса делятся на 4 группы и заполняют паспорта проектов по четырем временам года. Затем обмениваются.
Заключение
Использование метода проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века,
предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к
стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное
изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-
технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и
воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
В последние десятилетия наметились новые подходы к
педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений
семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и
доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.
Создание картотеки проектной деятельности- дает возможность для реализации ФГОС ДО.
Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде.
Осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной
ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени
общественного развития позволяет говорить о проекте как об оптимальной педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи
личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения и подготовке к школе.