Ковальчук Надежда Николаевна
Организация проектной деятельности в работе с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетное направление моей педагогической деятельности с 2010 года в ДОУ - «Проектная деятельность в работе с родителями и детьми с экологическим направлением», что является неотъемлемой частью патриотического воспитания.
С 2014 года, реализуя программу «Югорский трамплин», особенностью которой является проектно-тематическое обучение дошкольников, проектная технология становиться ведущей в моей профессиональной деятельности.
Публикация «Организация проектной деятельности в работе с родителями» размещена в разделах
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
Инновационный метод проектов открывает широкий простор для сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников: родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса; обогащают опыт и повышают уровень педагогической компетентности в вопросах развития и воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе; раскрывают свой родительский потенциал и талант своих детей в совместной практико-исследовательской и творческо-познавательной деятельности; являются помощниками воспитателя в организации и реализации различных проектов, направленных как на раскрытие индивидуальных способностей и личностного роста каждого ребенка, так и сплоченности детско-родительского коллектива в целом.
Как заинтересовать родителей к совместной проектной деятельности и удерживать желание сотрудничать систематически?
Исходя из личного опыта, главным стержнем «общего дела» является искренняя заинтересованность педагога в создании условий для реализации детско-родительских проектов; творческий потенциал воспитателя и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, а также стремление «заразить» интересами детей их родителей.
На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложилась определенная система в работе с родителями по проектной деятельности: организация и приобщение семей к детско-взрослым проектам проходит постепенно, но систематически; ненавязчиво, но убедительно и интересно с использованием эффективных современных технологий и разнообразных как традиционных, так новых форм взаимодействия с семьями.
Первой ступенькой доверительных отношений родители-воспитатели в организации проектной деятельности являются родительские собрания, которые часто проходят в нетрадиционной форме: собрания-путешествия; общение за круглым столом; мастер-классы и собрания-праздники совместно с детьми; презентация семейных и коллективных видеороликов, фильмов, как продукт проектной деятельности. На родительских собраниях рождаются и обговариваются идеи о создании новых семейных и групповых проектов по интересам детей.
Убеждения из личного опыта доказывают, что эффективно и актуально проводить индивидуальную работу с родителями воспитанников по проектной деятельности; в индивидуальной беседе маме и папе можно раскрыть простую истину: индивидуальный подход не предусматривает сравнения детей друг с другом, а требует сравнения ребенка с самим собой (личностный рост, к этому должны стремиться воедино семья и педагоги.
С этой целью в процессе проектной деятельности воспитатели совместно с родителями и детьми создают и оформляют «Портфолио дошкольника» (Электронное и Портфолио-книгу, как продукт проектной деятельности и показатель творческого роста личности дошкольника за период пребывания ребенка в детском саду; групповое портфолио «Наша жизнь в «Сказке» представляет коллективные достижения и успехи. В группе проходят персональные и групповые выставки Портфолио, на которых родители и дети узнают о творческом потенциале каждой семьи.
С 2010 года разрабатываются и реализуются самые разнообразные темы детско-взрослых проектов, при этом учитываются: региональный компонент, годовые задачи ДОУ, интересы детей, возрастные возможности дошкольников.
В 2020 году реализованы семейные проекты о прекрасных кулинарных способностях детей, которые перенимают кулинарно-поварское мастерство у своих мам и бабушек: семейный долгосрочный проект «Я люблю готовить вместе с мамой» (семья Марии У.) и детско-семейный мини-проект «Сладкие орешки для детей и воспитателей» (семья Софии А.).
Ксения К. готовит фотоотчет об экологическом семейном проекте «Летняя фотоколлекция насекомых 2020 года и отображение их в творчестве» (Продукт проектной деятельности – фотоальбом «Насекомые 2020 года» и книжка-малышка «Удивительные насекомые»).
Герман Ш. будет детям представлять познавательно-творческий проект «Мое увлечение - динозавры» и Ратмир А. эколого-познавательный проект «Мой любимец кролик Пончик». Родители являются соавторами детско-семейных проектов.
Значимые проекты 2020 – 2021 года: мини-проект «У кормушки» и долгосрочный «Зимующие птицы нашего поселка»; «Наши друзья – комнатные растения»; «Этот удивительный космос» и эколого-исследовательский и практико-творческий проект «Деревья нашего поселка весной и летом» в период самоизоляции.
В ходе реализации проектов взаимодействие с родителями проводилось через различные формы организации; продукты проектов самые разнообразные и очень ценны в жизни всех субъектов проектной деятельности, так как являются совместными и индивидуальными достижениями нашего труда:
- эколого-исследовательские совместные прогулки детей и родителей; мастер-классы по изображению деревьев в нетрадиционной технике; консультации (Проект «Деревья нашего поселка весной и летом» в период самоизоляции; продукты совместной деятельности: выставка творческих работ и фотоальбом «Деревья нашего поселка», грамоты за участие в конкурсах, пополнение портфолио достижениями детей, семейный творческий альбом «Деревья в моем творчестве» (Мария У.).
Разработан и опубликован цикл прогулок с рекомендациями по познавательно-исследовательской деятельности о лиственных и хвойных деревьях нашего поселка; консультации.
Конспект прогулки для родителей средней группы «Наблюдение за майскими березами в поселке» в период самоизоляции.
Конспект прогулки «Осина — подруженька белой березы» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект прогулки для родителей детей 5–7 лет «Цветущая рябина и калина — украшение родного поселка».
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников.
Конспект прогулки для родителей детей 5–7 лет «В гости к солнечным и загадочным лиственницам — хвойным деревьям в поселке» Конспект летней прогулки с наблюдением и исследованием за соснами в поселке для родителей и детей 5–7-ми лет.
Конспект прогулки для родителей и детей 5–7 лет «Кедр сибирский — величественный красавец поселка».
Консультация для родителей и воспитателей «Поделки из еловых, сосновых и кедровых шишек».
- экологические акции: «Домик-кормушка для зимующих птиц»; «Батарейка сдавайся»; «Сбор макулатуры» (Проекты «У кормушки» и «Зимующие птицы нашего поселка»; продукты проектов: фотоальбомы «Птицы у кормушки» и «Зимующие птицы нашего песелка»; коллажи; творческие выставки и др.);
- семинары-практикумы и детско-родительские конференции; проведение конкурса по изготовлению горшков для посадки лука (Проект «Наши друзья – комнатные растения»; продукты проекта: выставка творческих работ; семейные горшки из подручного материала для посадки лука «Сажай лучок в свой горшок»; энциклопедия «Комнатные растения»);
Опыт проектной деятельности и фотоотчеты о проектах публикуются на образовательном портале маам. ру
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя интегрированный «метод проектов» в работе детского сада, можно достигнуть высоких успехов на пути налаживания контактов с законными представителями детей в процессе проектной деятельности, взаимопонимания и сотрудничества с ними.
Совместная проектная деятельность сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи.