Марина Данченкова
Мастер-класс для педагогов детского сада «Образовательная технология «детский совет» как условие индивидуализации детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов детского сада «Образовательная технология «Детский совет», как условие индивидуализации детей».
Автор: Данченкова Марина Юрьевна, воспитатель МБДОУ ЦРР №4.
Цель :познакомить с технологией" детский совет или групповой сбор", поиск новых форм работы и способов применения технологии «детского совета» в дошкольной организации в условиях ФГСО ДО.
План проведения мастер-класса :
1. Вступительное слово;
2. Практические игровые упражнения;
Публикация «Мастер-класс для педагогов детского сада „Образовательная технология „детский совет“ как условие индивидуализации детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
3. Подведение итогов, обмен мнениями.
Количество участников: до 8-10 человек.
Длительность проведения: до 10- 15 минут.
Ход мастер-класса :
Здравствуйте уважаемые коллеги и члены жюри. Сегодня я хочу познакомить вас с технологией " Детский совет". Уважаемые коллеги, кто из вас знаком и работает по этой технологии?
Я думаю, вы со мной согласитесь, что детский совет - это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл всей жизни группы. Смысл детского совета – объединить детей и взрослых вокруг событий, совместных дел, действий.
Детский совет не имеет определенную структуру. Для себя мы выделили некоторые смысловые части: приветствие, коммуникативные игры, обмен новостями, размышления. В совместном диалоге мы обсуждаем мысли идеи и планы, составляем план деятельности, определяем, кто, чем будем заниматься, в соответствии с выбором дети распределяются по центрам активности.
Такая форма взаимодействия предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений, организацию образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования.
Итак," Детский совет" подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогом. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых планируются предстоящие занятия, устанавливаются групповые правила, проводятся разного рода игры и упражнения.
Приглашаю для участия в мастер-классе коллег и предлагаю объединиться в две группы.
Для того чтобы осознать, что такое детский совет, необходимо определить для себя понимание данной формы взаимодействия.
Вашему вниманию предлагаю следующие упражнения:
«ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Первой группе участников:
•Детский совет – это…. (ваши варианты ответов).
Второй группе участников:
•Детский совет не…
Время на выполнение задания 3 минуты.
А вас уважаемая аудитория я попрошу ответить на следующий вопрос:
«СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК, КАКОЙ ОН? КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ОН ОБЛАДАЕТ?»
•любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
•способный к организации собственной деятельности;
•доброжелательный, умеющий слушать и слышать своего партнера, уважающий свое и чужое мнение;
•готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Таким образом, у нас получился портрет современного ребенка дошкольника.
А теперь вернемся к нашим группам и послушаем, что у них получилось.
Детский совет – это….
-выбор;
-участие;
-соучастие;
-новости;
-инициатива;
-сотрудничество;
-обсуждение;
-взаимодействие;
-жизнетворчество;
-общение;
-содействие;
-планирование;
-активность;
-коммуникация;
-объединение.
Детский совет не…
-занятие;
-образовательная деятельность;
-имеет регламента;
-имеет единых правил;
-обязательное участие;
-принуждение;
-имеет структуры;
-учебно-тренировочные действия;
-единичная акция.
При всей внешней простоте проведения детского совета хочу сказать, что проблемные ситуации, возникают нередко и не всегда быстро и виртуозно их можно разрешить.
Я предлагаю коллегам этим сейчас заняться.
«ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ….» Работаем по группам.
Задание для первой группы:
1. Если ребенок при совместном планировании ничего не выбирает. Как быть?
Задание для второй группы:
2. Если ребенок выбирает один и тот же центр. Как быть?
1. Если ребенок при совместном планировании ничего не выбирает. Как быть?
•После того, как большинство детей сделают свой выбор, повторите еще раз оставшимся, какие материалы есть в центрах активности, при необходимости назовите возможные действия, выждите минуту и вновь задайте вопрос о принятом ими решении.
•Пригласите затрудняющегося в выборе ребенка присоединиться к вашей работе.
•Предложите ему (если психологически ребенок готов к сотрудничеству с вами) игру в разведчиков (инопланетян, журналистов, в ходе которой он должен будет обойти все центры активности и рассказать вам о том, что интересного делают дети. Здесь важно не поддаваться на отрицательные высказывания (ничего не делают, балуются). Подержите ребенка в этой роли несколько дней: «А для тебя есть особое задание – ты будешь снова как разведчик», и, возможно, скоро вы заметите его стремление сделать свой выбор самостоятельно.
2. Если ребенок выбирает один и тот же центр. Как быть?
•Если ребенок увлечен, не стоит его тревожить.
•Если необходимо сменить малоподвижное состояние – предложить подвигаться, выполнить ответственное поручение.
•Если нет динамики в действиях ребенка – предложить разнообразить привлекательными для ребенка дополнениями.
•«Закрыть» центр на некоторое время, мотивируя запрет.
Я предлагаю ответить вам на вопрос:
ВИДИТЕ ЛИ ВЫ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ СОВЕТЕ? ЕСЛИ ДА, ТО КАКОВА ИХ РОЛЬ? Для обеих групп.
Пока группы готовятся, предлагаю выполнить практическое задание для зрителей. Выразите свое отношение к детскому совету, если ваше отношение к данной технологии положительное, то – положите в корочку веселый смайлик, если ваше отношение нейтральной или сомнительное - то в баночку с грустный смайлик.
После ответов участников резюмирую.
Родитель - активный, добровольный, равноправный участник.
Взаимодействие с родителями в детском совете :
•Приглашаем в удобное для родителей время.
•Интересуемся, нужна ли наша помощь.
•Создаем памятки для родителей о том, что и как можно делать в центрах активности.
•Подбадриваем родителей, но не задаем лишних вопросов и не мешаем.
•Открыто и искренне благодарим, привлекаем к обсуждению жизни детей в группе.
Я хочу поблагодарить коллег за работу в мастер-классе, подарить буклеты.
Рефлексия. Итог с баночками.
Использовать или не использовать такую форму взаимодействия с детьми, решать только вам, дорогие коллеги! Но мне бы хотелось, чтобы Детский совет имел место быть. Потому, что…
•Знание своих прав и обязанностей, умение свободно выражать свое мнение – один из показателей социально развитой личности.
•Участие каждого ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретает особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включенности, для равенства возможностей.
•Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из основных жизненных ценностей.
Мне хотелось бы обратить внимание на последнюю фразу:" Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из основных жизненных ценностей".