Приложение МААМ

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

елена новиченко
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
▼ Скачать + Заказать документы

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию».

Введение:

При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе.

Публикация «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию» размещена в разделах

Процесс адаптации выпускников в начальной школе многоаспектен и включает в себя приспособление к:

- режиму работы школы;

- школьному и ученическому коллективу;

- организационным формам обучения и воспитания;

- традициям и ценностям начальной школы.

Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников: в школах до 70% детей с симптомами дезадаптации.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Преемственность – это целостный процесс, целью которого является полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Важность и необходимость преемственности между дошкольным учреждением и школой усиливается еще в большей мере в связи с модернизацией системы образования, со значительно возросшей ролью дошкольного воспитания в нашей стране.

Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, который от ребенка требует адаптации к новым условиям социального существования. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.

Если процесс адаптации ребенка к школе развивается достаточно успешно, то ученик чувствует уверенность в своих силах, ему психологически комфортно, и как следствие, его учебная деятельность складывается благополучно, облегчается его социализация в обществе. Но зачастую педагоги отмечают, что поступление ребенка в школу сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, эмоциональными проблемами, и это связано с трудностями процесса социально-психологической адаптации. Адаптация на начальном этапе обучения неизбежна, но одни дети успешно переживают ее, а у других данный процесс затягивается, порождая негативные явления.

У родителей существует мнение, что ранее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание сверстников. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. Но, как считают психологи, если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития, ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Исследования российских педагогов и психологов позволяют отметить, что формирование у дошкольника образа будущего школьника помогут ему адаптироваться к социально значимой позиции школьника в системе общественных и межличностных отношений, научат оценивать свою социальную сущность.

Цель нашей работы – построение эффективной модели социального партнерства на основе современных технологий, обеспечивающее качественное дошкольное образования в ДОУ и обеспечение благополучного перехода ребенка от дошкольного воспитания к школе. Для ее реализации разработана и воплощается в жизнь система работы по преемственности между дошкольным учреждением и школой, которая требует решения следующих задач:

1. Установление направлений работы между тремя составляющими: школа, сад и семья.

2. Укрепление и развитие эмоционально положительного отношения ребенка к школе.

3. Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для успешной адаптации к начальной школе.

Подготовка к школе и что гораздо важнее всестороннее развитие ребенка – процесс, требующий пристального внимания и длительного времени.

Поставленные задачи требуют комплексного решения, и нами были определены три основные направления работы.

1. Методическая работа.

2. Работа с родителями.

3. Работа с детьми.

Методическая работа заключается в разработке соответствующего методического обеспечения, подготовке и проведения экскурсий, беседы и игры о школе. Учителя и воспитатели делятся опытом друг с другом, рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, занимаются разработкой рекомендаций, обсуждают нормативные документы. Методическая работа осуществляется через различные формы: проведение педагогических советов, семинаров, взаимопосещений занятий и уроков воспитателями и учителями, круглые столы, конференции, анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и т. д.

Особое внимание при подготовке детей к школе мы уделяем работе с родителями. В нашем учреждении ведется тесное и активное сотрудничество с семьей с самого первого дня поступления ребенка в детский сад. Работа с родителями предусматривает поддержание и сохранение партнерских, конструктивных отношений. Мы считаем, что необходимо вести работу, направленную на повышение компетенции, на формирование единства взглядов родителей по вопросу подготовки к школе.

Считаем необходимым проводить цикл мероприятий по обеспечению преемственности, которые познакомят родителей с требованиями школы, с педагогическими, психологическим и медицинскими аспектами готовности ребенка:

– педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;

– планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми-дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);

– взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

– проведение «дней выпускников» в ДОУ;

– встречи родителей с будущими учителями;

– анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

– родительское собрание «Скоро в школу»;

– интервьюирование;

– день открытых дверей;

– индивидуальные консультации родителей;

разработка памяток, буклетов с информацией о готовности детей к школе;

– проведение конференции с участием медицинского работника, педагогов по итогам диагностики.

Ежегодно у нас проводятся родительские собрания, на которых рассматриваются следующие вопросы: физическая, психологическая, интеллектуальная готовность детей к школе, изучаются критерии успешного обучения, анализируется степень готовности самих родителей к обучению детей в школе.

Особое внимание уделяется целенаправленной и систематизированной работе с детьми. Мы выбрали наиболее действенные формы работы с детьми, а именно организация праздника «День знаний», сюжетно-ролевые игры, кружковая работа и т. д.

Для отслеживания результатов и проверки достоверности поставленной цели в начале учебного года педагогом-психологом был подобран комплекс диагностических методик. Он включает в себя разделы по работе с воспитанниками и родителями.

Диагностический комплекс помогает выявить отношение ребенка к школе, его школьную мотивацию, коммуникативную культуру, т. е. умение осуществлять диалог со сверстниками и взрослыми, умение разрешать конфликты, договариваться. Особое внимание уделено выявлению тревожности детей перед поступлением в школу, в связи с тем, что это один из важных факторов, влияющих на адаптацию к школьной жизни.

По запросам родителей нашего микрорайона в нашем учреждении в рамках оказания дополнительных платных услуг ведутся занятия в кружке «Экспресс-подготовка детей к школе». Работа ведется по трем направлениям: обучение грамоте и письму, математика и логика, бумаготворчество.

В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. В старшем дошкольном возрасте все больше она уступает место «обучению на занятиях». Хорошо, что данные проблемы не касаются наших детей, благодаря правильно выстроенной работы по преемственности детского сада и школы. Вся непосредственно образовательная деятельность в нашем учреждении проводится в игровой деятельности. Дети на практике проживают ситуации из повседневной жизни школы, приобретают коммуникативные умения, которые играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых.

Такая работа по преемственности определяет следующие результаты:

1) повышается компетентность родителей;

2) открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя);

3) безболезненная адаптация детей в 1 классе;

4) формирование мотивации детей;

5) обеспечение равных стартовых возможностей;

6) защищённость мира детства.

В заключении можно сказать, что положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Таким образом, исключается дублирование программных областей знаний, а обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Используемая литература:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2017

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

4. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М. : Просвещение, 1993. – 128с.

5. Носоурова Т. П. Различные модели взаимодействия школы и ДОУ //Начальная школа плюс До и После. 2003. № 10. С. 58-61.(эл. версия у преподавателя Горячевой Н. Г.)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации Актуальность. Успешная деятельность по формированию преемственности между современным детском садом и школой проводится в соответствии.

Преемственность в работе детского сада и школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо.

Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка Консультация для родителей Музыкальный руководитель МАДОУ № 23, г. Армавир Федорова М. В. Музыка обладает возможностями воздействия не.

Игры как условие создания психологически безопасной образовательной среды в группе детского сада Игры как условие создания психологически безопасной образовательной среды в группе детского сада (консультация)Психологическая безопасность.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Преемственность детского сада и школы в группах с изучением хакасского языка Хакасский язык является вторым государственным языком в РХ (наряду с русским языком). Но сейчас остро встал вопрос о необходимости обучения.

Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОC «Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОС» Маркова Аксинья Романовна Воспитатель.

Роль детского сада и педагогов в успешной адаптации детей Существуют три степени адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая. Одним из условий успешной адаптации является правильная организация игровой.

Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как условие успешной адаптации детей «Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как условие успешной адаптации детей» «Школьное обучение.

Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Опубликовано: 14 октября 2018 в 20:28
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию» (включая файлы) размещена пользователем елена новиченко (УИ 850160) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД