Ирина Александровна Безрукова
Технология «Портфолио» как средство реализации принципа индивидуализации в образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила к поиску содержания педагогических технологий, позволяющих реализовать индивидуальные интересы, способности каждого ребенка. Продемонстрировать успехи воспитанников детского сада сегодня возможно благодаря технологии «Портфолио», получившей широкое распространение в практике дошкольного образования.
Публикация «Технология „Портфолио“ как средство реализации принципа индивидуализации в образовании дошкольников» размещена в разделах
Портфолио дошкольника – это технология, позволяющая увидеть динамику развития ребёнка с 3 до 7 лет. Технология «Портфолио» позволяет фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей. Термин портфолио (от английского portfolio, заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов. Задача портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой, «показать все, на что ты способен».
Портфолио ребенка для самого ребенка – это своеобразная выставка работ, коллекция результатов деятельности, которая демонстрирует усилия малыша, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио ребенка для взрослого (педагога, родителя) - это инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, способ анализа индивидуальных достижений.
Авторы разных технологий «Портфолио» - И. Руденко, В. Дмитриева, Е. Егорова, Л. Орлова, Л. И. Адаменко предлагают различную структуру, примерное содержание разделов, которые заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Технология «Портфолио» предполагает следующий алгоритм работы по его созданию и состоит из пяти этапов:
1. Постановка цели. Ребенку должно быть понятно, для чего нужно создавать портфолио. Цель может быть различной: для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной
деятельности, спортивные достижения и т. д.); накопительной, когда информация собирается за определённый период и др.
2. Определение вида портфолио. Портфолио может быть: электронный - это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов, он больше всего привлекает старших дошкольников; портфолио-раскраска – это интересное занятие для ребенка, раскрашивание страничек, наклеивание готовых изображений; печатное портфолио одно из самых традиционных – это создание страничек в виде папок, картотек.
3. Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация.
4. Определение структуры портфолио: количество, название рубрик.
Педагогический коллектив нашего детского сада для создания «портфолио дошкольника» использует рекомендации автора И. Руденко. Первым разделом портфолио дошкольника может быть страница «Давайте познакомимся»,
рассказывающая о ребенке: как зовут, где родился, где и с кем живет, фотография малыша, а по желанию, портфолио может быть дополнено описанием знака зодиака ребенка и толкованием его имени. Следующий раздел «Я расту», целесообразно заполнить информацией о росте и весе ребенка, проиллюстрировав конкретные данные конкретными фотографиями. В разделе «Портрет моего ребенка» можно поместить сочинения родителей о своем малыше». В разделе «Я мечтаю» фиксируются высказывания самого ребенка. А затем можно переходить непосредственно к навыкам малыша в разделе, «Вот что я могу»: что и когда он научился делать и какими достижениями может похвастаться сейчас (например, считает до 10 или знает все буквы, а так же можно пополнить разнообразными поделками и рисунками ребенка. Рубрику «Мои достижения» можно дополнить грамотами, дипломами от различных организаций, проводящих конкурсы. Приводимые рубрики портфолио примерны. Количество рубрик и разделов можно сократить или наоборот увеличить. Возможно начать работу с пятью-шестью рубриками, а затем дополнять их количество. Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора, ребенка. Страницы должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
5. Презентация портфолио. В конце учебного года в группе можно организовывать фестиваль или выставку портфолио.
Чтобы портфолио создавало для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха, поддерживало интерес ребенка к определенному виду деятельности, способствовало проявлению активности, самостоятельности, содействовало индивидуализации образования, успешной социализации необходимо соблюдать ряд правил:
1. Добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Отбор материала ребёнок может делать самостоятельно.
2. Систематичность. Портфолио подразумевает постоянное пополнение имеющихся материалов. Можно заранее договориться с ребенком о периодичности работы, например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д. Весь собранный материал необходимо хранить так, чтобы его было удобно использовать.
3. Учет мнения ребенка. При создании портфолио ребенка обязательно его присутствие. При поддержке взрослого малыш сам определяет вид, структуру и содержание портфолио. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально в совместной деятельности взрослого с малышом. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно!
Методическое сопровождение педагогов по внедрению технологии «Портфолио» в нашем детском саду проходило по трем направлениям: сотрудничество с педагогами, совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.
Мероприятия:
1. Сотрудничество с педагогами:
1 этап - подготовительный: Семинар «Реализация принципа индивидуализации»; Изучение технологии «Портфолио» разных авторов; Семинар-практикум «Разработка структуры портфолио»; Мастер-класс «Страничка портфолио»; Рабочие группы педагогов по разработке структуры портфолио, его содержания; Педагогическая
ярмарка «Презентация портфолио»; Цикл тренингов «Взаимодействие с основными субъектами образовательного процесса».
2 этап - основной: Создание портфолио (совместно с родителями и детьми); Пополнение портфолио.
3 этап - заключительный: Презентация портфолио (выставка, компьютерная презентация); Анализ структуры, содержания портфолио; Анализ результатов по реализации технологии «Портфолио» и планирование перспектив.
2. Совместная деятельность с детьми.
1 этап - подготовительный: Интервьюирование, беседа «Что ты знаешь о портфолио?»; Рассказ воспитателя с использованием информационных технологий о системах хранения информации,портфолио; Мотивация на создание портфолио: выставки
портфолио других детей,заполнение одной из страничек; Проектная деятельность
«Зачем нужно портфолио», «Мое портфолио», «Что такое портфолио», «Электронное портфолио» и др.
2 этап - основной:Определение его вида. Разработка структуры портфолио, его
содержания, оформления; Изготовление страничек портфолио совместно с родителями.
3 этап - заключительный: Презентация портфолио (выставка, компьютерная презентация).
3. Взаимодействие с родителями.
1 этап - подготовительный: Анкетирование «А знаете ли Вы…»; Тематическая лекция на родительской встрече «Зачем необходимо ребенку портфолио»; Мастер-класс
«Изготавливаем вместе»; Видеофильм из опыта работы семьи «Мое портфолио»; Участие в работе рабочих групп педагогов по разработке структуры портфолио и его содержания. Участие в педагогической ярмарке «Презентация портфолио».
2 этап - основной: Создание портфолио (совместно с детьми); Изготовление страничек
портфолио совместно с детьми.
3 этап - заключительный: Презентация портфолио (выставка, компьютерная презентация).
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf
2. Адаменко Л. И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики [Текст] / Л. И. Адаменко // Справочник старшего воспитателя. - 2010. - №12. - С. 18-22.
3. Бывшева М. В. Что такое портфолио и зачем оно будущему первокласснику? [Текст] / М. Бывшева // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. - С. 33-37.
4. Кирьянова Е. А. Портфолио (портфель учебных достижений): становление аутентичного способа оценивания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S13. – С. 31–37. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76155.htm.