Пескова Ольга Алексеевна
Народные праздники как фактор развития национального самосознания современных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современное положение межнациональных отношений, обострение национальных распрей в России и других странах выводят на первое место проблему развития национального самосознания у подрастающего поколения.
Проблема национального самосознания изучается такими дисциплинами, как этнология и этносоциология (Арутюнов С. А., Арутюнян Ю. В., Баграмов Э. А., Бромлей Ю. В., Гумилев Л. Н., Дашдамиров А. Ф., Дробижева Л. Д., Калтахчян С. Т., Куличенко М. И., Скворцов Н. Г., Табодина Т. В., Чебоксаров Н. Н. и др.); социальная, возрастная, национальная психология (Агеев А. С., Касьянова К. А., Кушнер А. М., Лебедева Н. М., Левкович В. П., Мухина В. С., Панкова Н. Г., Поршнев Б. Ф., Снежкова И. А., Солдатова Г. У., Шихирев П. Н. и др.).
В психолого-педагогических исследованиях рассматривались национально культурные традиции обучения и воспитания, выявлялись особенности общения и межличностных отношений представителей различных национальностей (Абаева Ф. В., Айбазова М. Ю., Ахмерова М. Н., Магометов Ш. Я., Мирзоев Ш. А., Мунзук Т. Т., Нагорная Г. Ю., Ногерова А. В. и др.).
Попытка осмыслить и осуществить идею национально культурной направленности образования отражается в ряде исследований (Абдулатипов Р. Г., Бацын В. К., Бызов Л. Г., Вавилин В. Ф., Шаповалов В. К., Кузьмин М. Н., Сусоколов А. А. и др.).
Развитие национального самосознания представляет собой сложный и продолжительный процесс.
Воспитательную работу в этой области нужно начинать уже в ДОО, потому что в дошкольном возрасте появляются психологические предпосылки для развития национального самосознания: осознание своей национальной принадлежности, понимание национальных различий, систематизирование знаний о других народах и культурах, формирование отношений к ним и т. п.
Наше общество начинает всё яснее осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.
В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью подрастающему поколению может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле.
Поэтому важнейшим подспорьем в развитии национального самосознания подрастающего поколения в целом и детей дошкольного возраста в частности могут стать народные праздники.