Юлия Дзюба
Мастер-класс для педагогов «Технология развивающего обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Региональный этап IX Всероссийского профессионального конкурса
«Воспитатель года России» в 2018 году
Мастер-класс
«Технология
развивающего обучения»
Ю. И. Дзюба, старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №9
«Золотой улей»
г. Моршанск
Цель мастер-класса : создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи мастер-класса :
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Обобщить опыт работы педагога-мастера по определенной проблеме;
2. Передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
3. Совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
4. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Ход мастер-класса :
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый лёгкий
и путь опыта – это путь самый горький.
В дошкольном детстве у ребенка формируются не столько специальные знания, умения и навыки, сколько система универсальных способностей, которые делают его полноправным и суверенным представителем человеческого рода. «Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему этапу» - один из основных принципов ФГОС ДО.
И поэтому очень важно педагогу, работающему с дошкольниками, среди множества инноваций, найти именно свой педагогический стиль эффективного обучения и воспитания дошкольников.
На протяжении 2-х лет наша дошкольная образовательная организация апробирует и внедряет в образовательный процесс основную образовательную программу дошкольного образования «Тропинки».
Содержательное ядро программы - основана на принципах развивающего дошкольного образования, именно так звучит тема моего мастер-класс.
Научно-психологическую базу развивающего обучения заложили выдающиеся отечественные ученые – Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, их ученики и последователи, к числу которых относится автор и составитель программы «Тропинки» Виктор Товиевич Кудрявцев.
Занятия по данной программе позволяют:
• активизировать умственную деятельность детей;
• заинтересовать новым материалом;
• расширяют и углубляют представления об окружающем мире;
• закрепляют полученные знания.
Для успешного проведения мастер-класса мне необходима, коллеги, ваша помощь и участие, так как мастер-класс, это двусторонний процесс. Приглашаю фокус группу в количестве 6-ти человек. Спасибо, коллеги. Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в увлекательное путешествие по «тропинкам». Во время нашего путешествия, надеюсь, вы будете активны, любознательны и вместе с вами узнаем много нового и интересного. Вы готовы к путешествию? (ответы).
С каким настроением вы пришли сегодня на мастер-класс? (ответы). Что вы ждете от сегодняшнего мастер-класса? Смотрите, как наши мнения совпадают.
Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки. Посмотрите на коллегу слева, подумайте и скажите: «Почему вы берете друг друга в путешествие? Какая замечательная команда у меня собралась! Я предлагаю начать наше путешествие с того, что каждому из нас так дорого, с наших воспоминаний из детства.
Все мы родом из детства, какие самые приятные детские впечатления остались у вас из детства?
Коллеги, какая сказка в детстве была вашей любимой? Как вы думаете, почему именно сказка способствует развитию общения взрослого с ребенком? (ответы)
Технология развивающего обучения позволит нам через сказку достигнуть целого комплекса педагогических целей, где ведущей остается развитие воображения.
Предлагаю вам, на основе русской народной сказки «Курочка Ряба» составить сказку-перевертыш, где Курочка Ряба превратилась в Корову Буренку, которая снесла яичко.
Время выполнения задания 3 минуты, сказку вы не только должны будете рассказать, но и продемонстрировать, используя дары Фрёбеля, для создания визуального ряда. Для контроля времени предлагаю использовать песочные часы.
Успешному решению задач образовательной программы «Тропинки» может способствовать использование практического пособия «Дары Фрёбеля», которые коллеги используют в своей работе. Вильгельм Август Фрёбель, немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры.
Ф. Фрёбель ввел разнообразные виды детской деятельности и соединил их в определенную, строго регламентированную систему, создал знаменитые "Дары" - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью.
Необычный подход (в данном случае – инверсия) способствует лучшему усвоению привычного и знакомого, т. к. сказка воспринимается детьми с удивлением. Их интригует её предстоящая развязка. Всё встало на свои места. Корова сказала, что не будет больше нести яиц — ни золотых, ни простых. В правах восстановлена как норма сказочного оригинала, так и обычный порядок вещей. Детей вполне устраивала такая концовка сказки.
Однако мы решили не останавливаться на этом. Как выдумаете, кто может находиться в этих яичках? (ответы). В одном из них действительно находилась фигурка цыплёнка. Зато в других были фигурки маленького крокодильчика, черепашки, муравьишки и даже маленькой рыбки-акулы (последнее особенно удивляло детей).
Таким образом, у детей складывается первичное, пока еще недифференцированное представление о процессах появления живых существ.
Говоря о технологии развивающего обучения, я предлагаю вам продолжить наше путешествие, выполнить следующее задание, которое позволяет активизировать образно-смысловое мышление ребенка.
Задачка-картинка "Девять вопросов"
1. Сколько человек проживает в лагере?
2. На чем ребята сюда доехали?
3. Сегодня ли они сюда приехали?
4. Далеко ли расположен ближайший населенный пункт?
5. Куда ушел мальчик, по имени Шура? Его на картинке не видно.
6. С какой стороны дует ветер? С юга или с севера?
7. Какое в данный момент время суток? Вечер, полдень или утро?
8. Кто из мальчиков дежурил вчера? Назовите его имя.
9. Число и месяц, которые запечатлены на картинке.
Завершая наш мастер-класс, мы с вами дошли по «тропинкам» до «Дерева успеха» Выберите приятный для вас цвет. Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент участникам конкурса на одном из пальцев ладошки.
Воспитатель для детей он сотворен,
Хоть и сам в себе оригинален
Без детей прожить не сможет он,
Это Бог решил еще в начале.