Ульяна Штырева
Мастер-класс для педагогов «Нейропсихологическая игра как технология развития ребенка дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края
Мастер – класс для педагогов:
«Нейропсихологическая игра как технология развития ребенка – дошкольника»
Автор - составитель:
Штырева Ульяна Сергеевна
учитель – логопед
МБДОУ детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района
Алтайского края
2022
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Нейропсихологическая игра как технология развития ребенка дошкольника“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
• познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
• вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;
• активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
• побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.
Практическая значимость: данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста для развития речевых навыков.
Прогнозируемый результат мастер – класса:
• получение педагогами представления о методике выполнения упражнений ;
• внедрение в образовательный процесс методов и приёмов нейроигр для активации речевых способностей детей.
Методы и приёмы: упражнения, воспроизведение действий по показу логопеда, игровой метод.
Раздаточные материалы: чистые листы бумаги, карандаши, фломастеры, игровые поля, карты – схемы, разноцветные камни, мелкие шарики, карточки с позами рук и картинок.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Нейроигры - это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.
Использование на практике нейроигр служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.
Каким детям рекомендованы нейроигры:
• если ребёнок гиперактивный,
• заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
• есть синдром дефицита внимания;
• плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
• быстро переключается с одного действия на другое;
• быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании,
• есть проблемы с речью разной сложности;
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:
• игровая форма обучения;
• эмоциональная привлекательность;
• многофункциональность;
• автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
• формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом.
С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:
• Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
• Развивается зрительно-моторная координация
• Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
• Развивается слуховое и зрительное внимание.
• Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.
Практическая часть мастер – класса:
1. На этапе формирования необходимого артикуляционного уклада мы можем использовать артикуляционную нейрогимнастику «С жирафом". Выполнение артикуляционной гимнастики совмещенной с нейроупражнениями.
Эта игра содержит 2 игровых поля,
18 изображений артикуляционных поз,
18 пар карточек нейрогимнастики.
А чтобы жирафу найти нужное упражнение нам нужно взять пару карточек, повторить движение которое там. Нужно обратить внимание ребенка на то, какая фигура изображена, ее нужно найти на игровом поле и сопоставить с цветом и смотрим какое артикуляционное упражнение выпало.
2. Нейроигра: «Попробуй, повтори».
Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.
3. Нейротренажер по автоматизации звуков С,Ш, Л, Р
В этом пособии использован нейропсихологический подход, который предполагает коррекцию звукопроизношения через движения.
4. Деревянные фигурки «Жесты»
- Помогают развивать чувство ритма
- Работать над моторной программой и моторным планированием
- Развивать кистевой и пальцевый праксис
- Формировать фонематический слух
- Автоматизировать и дифференцировать звуки в словах и слогах
5. Меняем позицию рук и называем слова
6. - Игра «Хлопни, топни, стукни
Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
7. Упражнение «Колечко».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем, указательным, средним и т. д. Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
8. «Симметричные рисунки или двуручное рисование»
Все знают, что рисование – не только творческий, но и моторный процесс. Тренировка - пальцев рук напрямую связана с развитием речи и мышления - всем этим управляет головной мозг. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария, а это значит слаженность в работе полушарий.
Возьмите фломастеры в обе руки и обведите симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтоб руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).
Так же к этому заданию можно добавить речевой материал любой автоматизируемый звук.
9. Межполушарная доска.
Межполушарные доски представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки. Узоры встречаются разные: от простых кругов до лабиринтов; чем больше углов в узоре, тем сложнее упражнение.
Инструкция: двумя руками одновременно начинаем обводить стандартную спираль фишкой правой/левой рукой и произносить поставленный звук, затем в обратном направлении. Например: звук С или Ш.
10. Балансировочная доска
Балансировочная доска предназначена для стимуляции деятельности вестибулярного аппарата. Задача ребёнка – удержать равновесие. Сопровождайте это упражнение потешками или музыкой. Нейроскакалка»
Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.
11. Использование нейромячей в работе логопеда.
Цель – повышение результативности работы по коррекции звукопроизношения на основе использования упражнений с нейромячами.
Преимущества использования нейромячиков в логопедической практике:
- игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению;
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью;
- развиваются сила, ловкость, быстрота реакции, точность движений;
- тренируется контроль, переключение, удержание и выполнение заданной программы;
- формирование партнёрского взаимодействия и сотрудничества.
Работа в парах.
Встаем друг напротив друга. Мячик в правой руке. Передаем в левую руку, а за тем соседу. (Лодка, ландыш, лупа)
Мячик в правой руке, передаем за спиной, далее соседу. (ла –ло – лу - лы)
«Птичка»
Игра в кругу. Мяч в правой руке – об пол – передали соседу. (лыжи – лыжник - лыжня)
12. Координационная лестница и нейроковрик.
это своего рода удобные и компактные тренажеры для выполнения упражнений на координацию, развитие ловкости, маневренности и выносливости.
Упражнения заставляют нервную систему ребенка посылать дополнительную информацию в его мышцы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше клеток. Это помогает детям быть быстрее, расторопнее, и подвижнее.
Координационная лестница инейроковрик для детей являются ценными тренажерами для физического воспитания подрастающего поколения. Занятия:
• улучшают координационные способности организма;
• развивают скорость, силу и прыгучесть, вестибулярный аппарат, ориентирование в пространстве;
• формируют правильную осанку;
• помогают ребенку осознать природу ходьбы, прыжков и бега;
• дают навыки преодоления препятствий и способов сохранения равновесия;
• формируют привычку вести здоровый образ жизни и заниматься физической культурой и спортом;
• укрепляют дыхательную, сердечно-сосудистую систему и опорно- двигательный аппарат;
Сыр сорока раздобыла,
Сорок дырок в сыре было.
Рефлексия. Игра с кольцебросом.
Был ли полезен мастер – класс?
1. Еще не знаете.
2. Да
3. Нет