Князева Александра Валентиновна
Мастер-класс для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание»
▼ Скачать
Мастер-класс для педагогов.
Тема: «Игровая деятельность - как эффективное средство патриотического воспитания дошкольников».
Цель: Повышение компетентность педагогов ДОУ по вопросу нравственно- патриотического воспитания дошкольников через игровую деятельность.
Задачи:
1. Обогатить педагогические умения воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Нравственно-патриотическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
2. Разработать самостоятельно дидактические игры, направленные на нравственно-патриотическое воспитание.
3. Познакомить с дидактическими играми разработанными педагогами.
Оборудование: Ноутбук, проектор, игры по патриотическому воспитанию : «Удивительный орнамент», «Моя Удмуртия», «Круги Луллия», «Одень куклу», «Удмуртский язык», макет удмуртской избы.
Участники: педагоги всех возрастных групп, музыкальный руководитель, старший воспитатель.
Предварительная работа: подбор материала для мультимедийного пособия, разработка дидактических игр и методических пособий педагогами детского сада.
Форма проведения: Мастер-класс
• Прогнозируемый результат мастер-класса : повышение профессиональной компетентности педагогов; внедрение в образовательный процесс воспитателями разработанных дидактических игр.
Ход мастер-класса.
Ст. восп. : Приветствую вас коллеги, я рада видеть вас сегодня на нашем мастер-классе.
Вашему вниманию мастер-класс на тему :«Игровая деятельность - как эффективное средство патриотического воспитания». Все мы очень разные, неповторимые, но есть то, что нас объединяет. Что нас может объединять?
Воспитатели : Мы живем все в одной стране.
Ст. восп. : Да, действительно, нас всех объединяет одна Родина, мы все жители России. Для каждого из нас Родина-свое понятие, свой образ. Я предлагаю вам, закончить фразу. «Для меня Родина – это…»
Свои ответы вы можете записать на листочках, которые лежат на ваших столах, а можно просто проговорить вслух. Я начну: «Для меня Родина – это мои родители, родительский дом, запах луговых трав, это мое село, в котором я родилась…»
Ответы воспитателей…
Ст. восп. Русский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев пишет: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Потому, что формирования целостного отношения к Родине, на сегодня, это один из наиболее важных и острых вопросов патриотического воспитания.
Перед нами стоит задача проводить эту работу увлекательно и эффективно. Мы с вами знаем, жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры. И сегодня мы с вами рассмотрим подход к реализации темы нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредствам игр.
Чтоб воспитать в ребенке любовь, патриотизм к России, нужно воспитать патриотизм к своей малой родине – Удмуртии.
Что такое Удмуртия? В чем мы ее видим?
Удмуртия:
Символы
Народные костюмы
Обычаи, традиции, праздники
Национальный язык
Дом
Семья
Быт
Это, наверное, самое малое из того, в чем еще можно увидеть Удмуртию. Чтоб сложить образ мы будем использовать «круги Луллия», на которых мы будем складывать образ нашей малой Родины.
(На кругах Луллия на верхнем круге картинка «Удмуртия», на остальных кругах далее будут выкладываться картинки: Символы, Народные костюмы, Обычаи, традиции, Праздники, Национальный язык)
Ст. восп. Для нас, для взрослых, это все кажется простым и легким. Просто выйти и рассказать об этом детям – значит промолчать. Чтоб получить в будущем единую картинку, мы можем использовать некоторые разработанные нами, педагогами дидактические игры. Пришло время познакомиться с такими играми, чтоб в дальнейшем каждый из вас смог использовать их в работе.
Первая игра: «Удивительный орнамент».
Цель: познакомить детей с символами национального орнамента.
С этой игрой нас познакомят педагоги подготовительной группы.
Игра «Тайны символов»
Цель: Знакомить детей с символами удмуртского орнамента и их значениями.
После презентации игры коллективу воспитателей предлагается поиграть играми.
После игры на круги Луллия мы выкладываем картинки- обозначения первого критерия «Символы».
Ст. восп. Вторая игра: «Национальные костюмы»
Цель игры: формировать знания о народных костюмах народов проживающих на территории Удмуртии.
Удмуртская Республика, многонациональна. Разные народы проживают в нашей Республике. Предлагаю вспомнить, какие национальности вы знаете.
Воспитатели проговаривают национальности: удмурты, марийцы, русские, татары, чуваши, армяне, евреи и еще много других национальностей.
Для знакомства детей с народными костюмами народов проживающих на территории Удмуртской Республики вашему вниманию игра «Национальные костюмы».
Разделить на команды, эта команда наряжает удмуртский, татарский, еврейский…
А мы готовы положить вторую картинку на наши круги Луллия. (Кладем картинку, на которой изображены народы, проживающие на территории нашей Республики в национальных костюмах.)
Ст. восп. Третья игра: «Удмуртский язык»
Цель: Раннее языковое обучение детей дошкольного возраста.
Проживая на территории Удмуртской Республики, мы должны знать хотя бы несколько слов, фраз, а еще лучше владеть свободно удмуртским языком. В нашем детском саду есть педагог, который занимается ранним языковым обучением детей дошкольного возраста.
Педагог рассказывает о пособии и играх, которые используются для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языку.
И следующая картинка на круги Луллия – картинка с удмуртским словом.
Ст. восп. Четвертая игра:
Цель: знакомить детей с особенностями национального быта удмуртского народа.
Педагоги подготовительной группы изготовили для обыгрывания макет удмуртской избы. И сегодня они готовы поделиться, как играть, и о чем можно узнать обыгрывая данное методическое пособие.
Следующая картинка добавляется к нашим кругам Луллия, и у нас начинает складываться общая картинка.
Ст. восп. Пятая игра: А хочу сегодня напомнить вам о нашей совместной методической разработке, о нашем проекте «Путешествие по Удмуртии»
Оно содержит в себе несколько разделов.
Музыкальные инструменты
Города Удмуртии
Быт
Флора и фауна
Праздники
Кухня
Сказки
Разделы добавляются, разрабатываются, работа ведется постоянно.
К каждому разделу имеется приложение, которое содержит уже готовые конспекты мероприятий, презентации и фильмы.
Выбрав совместно с детьми тему (по картинке, путешествие по которой они хотели бы совершить, мы нажимаем на картинку и уходим по ссылке сразу в нужный нам раздел.
Далее отправляясь в приложение, мы проводим саму экскурсию.
Данное пособие можно интегрировать с любой образовательной программой. Например, традиция программы «Радуга» - Встреча с интересными людьми.
На данное мероприятие можно совершить путешествие на кухню Удмуртов, пригласить маму, бабушку, повара и совместно приготовить то или иное удмуртское блюдо.
Либо провести праздничное мероприятие, например «Масленица». Но провести его не как обычно, а соответственно традициям удмуртского народа, включив народные подвижные игры, обычаи, музыку, используя музыкальный инструмент и т. д.
Любой педагог может добавить какой-либо раздел ориентированный на этнокультурное развитие детей. Добавить свои наработки. Так легче работать начинающим педагогам. Они свободно могут зайти, найти то, что им нужно и использовать в своей работе, либо по аналогии создать что-то свое.
А наших «Кругах Луллия» начинает складываться все больше составляющих. И мы не останавливаемся на этом, мы продолжаем работу.
Рефлексия. Предлагаю поиграть в последнюю на сегодня игру.
Я буду перекидывать вам клубок с нитками, а вы продолжите фразу «Я сегодня…», обмотав при этом нитку вокруг пальца, далее перекидывая клубочек следующему педагогу, тем самым мы все услышим, что дал вам сегодня наш мастер-класс.
Посмотрите мы с вами связанны одной нитью, а это значит мы делаем одно большое, благородное дело.
Я очень надеюсь, что каждый из вас взял для себя что- то на заметку, у кого-то появились новые идеи, которые обязательно воплотятся в жизнь. Спасибо, желаю вам дальнейших успехов.