Ольга Бахвалова
Консультация для педагогов «Кинезиология как метод активного развития дошкольников. Кинезиологические упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиология - это наука о движении, а точнее кинезиология - наука о
развитии головного мозга через движение. Это гимнастика мозга.
Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие
наслаждение движения и упражнения. Они занимают немного времени,
принося несоизмеримую пользу.
Это система, которая способствует раскрытию возможностей, заложенных
в нашем теле.
Все упражнения данной системы - перекрестные. Перекрестность - главный
принцип гимнастики мозга — означает подключить оба полушария мозга.
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Кинезиология. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель кинезиологических упражнений:
° Развитие межполушарного взаимодействия;
° Синхронизация работы полушарий;
° Развитие мелкой моторики;
° Развитие познавательных процессов;
° Развитие речи.
Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения, которые
уже полюбились деткам.
Растяжки
1. «Дерево»
Исходное положение - сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить
их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и
превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите
туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул
ветер — вы раскачиваетесь, как дерево.
2. «Тряпичная кукла и солдат»
Исходное положение - стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку
как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь.
Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки.
Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка
согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы
очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и
абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети
попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не
почувствуете, что они уже вполне расслабились.
Дыхательные упражнения
1. «Свеча»
Исходное положение - сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит
большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть
свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте
глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
2. «Ныряльщик»
Исходное положение - стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при
этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и
вынырнуть - открыть нос и сделать выдох.
Телесные упражнения
1. «Перекрестное марширование»
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой
рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать,
касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить
касаниями по противоположной ноге.
2. «Крюки».
Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно.
Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в
замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были
направлены вниз.
3. «Замок».
Стоя, правую руку согнуть в локте и завести за спину сверху, а левую руку
завести снизу за спину и соединить с правой в замок. То же сделать левой
рукой.
4. «Кивки головой».
Покиваем головой, чтобы был в душе покой.
Кивать головой вверх - вниз сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми.
5. «Повороты шеи».
Ты головку поверни, за спиной что посмотри.
Поворачивайте голову медленно из стороны в бок, дышите медленно.
Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабьте плечи.
Поворачивайте головой сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
Упражнения для развития мелкой моторики
1. «Ухо-нос».
Ухо, носик мы возьмем, хлоп — опять играть начнем.
Левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем
одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.
2. «Симметричные рисунки»
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать
лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок
смотрел во время "рисования" на свою руку).
3. «Ожерелье»
Ожерелье мы составим, маме мы его подарим.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем
последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в
прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца
к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой
отдельно, затем вместе.
4. «Домик».
Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой
руки с усилием нажать на пальцы левой руки.
Глазодвигательные упражнения
1. «Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак,
оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе
горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с
центра И следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем
подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев
хорошо выдвинутым изо рта языком.
2. «Глазки»
Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.
Самомассаж
1 .«Ладошка».
Мы ладошку разотрем, силу пальчикам вернем.
Костяшками пальцев двигать вверх - вниз по ладони.
2.«Уши».
Ушки мы вперед потянем, назад потянем мы потом.
Так и эдак повернем, лучше слышать мы начнем.
Массировать уши сверху вниз большим и указательным пальцами.
Кинезиологическая сказка «Два котенка».
(способ организации детей - сидя за столами)
Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети
показывают правый кулачок).
Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение
упражнения «Кошка» (последовательно менять два положения руки: кулак,
ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) со
словами: «Кулачок - ладошка, так гуляет кошка»).
В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и
низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).
И вот однажды Снежок вышел из своего дома прогуляться (выполнение
упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок—ладошка, так гуляет
кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение
упражнения «Кошка» левой рукой со словами).
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение
упражнения «Кошка» в быстром темпе).
Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за
другом (выполнение упражнения «Кошка» с одновременной сменой позиции).
И тут Снежок нашел на траве кольцо (упражнение «Кольцо»: поочередно
соединяя в кольцо большой палец с последующими со словами: «Раз, два, три,
четыре, пять — весело колечко будем примерять!», он стал примерять его на
правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять (Упражнение «Кольцо»: из большого и
указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать,
не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец,
безымянный, средний, указательный, большой - ой, ой, Ой!»).
И тут кольцо упало и покатилось по тропинке - котята за
ним (упражнение «Кошка»).
И привела их тропинка к пруду, в котором сидела лягушка и громко
плакала, от того, что ей было грустно одной.
Котята решили ее развеселить и показали ей интересную
игру (упражнение «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а
левая — ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли
в ладушки - жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть
начнем»). Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала,
что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упражнение «Лягушка»:
смена трех положений руки кулак-ребро—ладонь, со словами: «Лягушка хочет в
пруд, лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились
домой (упражнение «Кошка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают
звезды (упражнение «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая —
пальцы в стороны — смена позиций).
Вот они и дошли до дома, уставшие они улеглись на коврике (вытянуть
пальцы из кулачка) и уснули.