Наталья Паршина
Мастер-класс для педагогов «Использование кубика Блума при работе с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер – класса : повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование кубика Блума при работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
2. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.
Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, листы бумаги, ручки, кубик Блума.
Ход мастер – класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!
Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которую посчитаете обращенной именно к вам.
Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто умеет мечтать!
Здравствуйте те, кто в отпуске хорошо отдохнул!
Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!
Здравствуйте те, кто любит успех!
Начать свое выступление я хотела бы с притчи.
«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:
- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?
Второй поделился секретом:
- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».
Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К, которые вытекают из, так называемых, Давосских компетенций 2020, провозглашенных в 2016 году на Всемирном форуме в Давосе. Изначально их 10, но со временем они трансформировались в более краткие понятия. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как:
Критическое мышление
Креативность
Коммуникативные навыки
Командность
Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления (ТРКМ).
Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы ТРКМ, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.
Как вы думаете, что же такое «критическое мышление»? (Выслушать ответы. Подвести итог: это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это взвешенный подход к любым утверждениям.) Именно таким мышлением должен обладать современный человек.
Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов ТРКМ, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.
Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.
Правила игры с Кубиком довольно просты :
1. Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.
2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.
Например:
• Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Как ее можно использовать на занятии? Т. к. осень – сейчас наиболее актуальная тема, мы и возьмем ее для примера. Назови признаки осени.
• Задание на грани «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформировать причинно-следственные связи. Почему люди осенью надевают куртки, шапки и сапоги?
• Вопросы, формулируемые при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла. Придумай, что случится, если осень не придет.
И так далее.
Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.
Работа с фокус - группой.
И сейчас я предлагаю вам попробовать смоделировать непрерывную образовательную деятельность на основе приема «Кубик Блума». Прошу выйти шесть человек.
Ваша задача: с помощью Кубика смоделировать целое занятие с детьми, либо его фрагмент. Пожалуйста, выберите возраст детей, образовательную область и тему. В вашем распоряжении 4 минуты. Время пошло.
Работа с аудиторией.
Уважаемые коллеги, пока фокус - группа работает над заданием, я предлагаю вам немного поиграть. Внимание на экран!
У всех вас есть карточки с QR-кодом. С помощью своих телефонов отсканируйте этот код и пройдите по ссылке. Вам откроется игра, в которой нужно будет выполнить задания. По окончании нажмите на галочку в правом нижнем углу экрана, и вы узнаете, все ли вы сделали правильно.
Если у кого-то нет доступа к этой функции или к интернету, внимание на экран.
(Играют)
Коллеги, спасибо! Таким образом, мы с вами еще раз вспомнили, что же такое критическое мышление и закрепили теоретическую часть приема «Кубик Блума».
Вернемся к нашей фокус - группе. Мы готовы послушать, что у вас получилось. – Трудно ли вам было справиться с заданием? – Что вызвало затруднение? – Как вы думаете, где еще, кроме НОД, можно использовать этот прием? – Спасибо. Прошу вернуться на свои места.
Использование приема Кубик Блума только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме строить совместную деятельность с детьми.