Аноним
Мастер-класс для педагогов «Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования привело к тому, что в образовательном процессе ДОУ стали широко внедряться информационные коммуникационные технологии.
Внедрение ИКТ и цифровых образовательных ресурсов не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса в ДОУ.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Мы используем комплексный подход при построении образовательного процесса. Сочетаем традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.
Применение ИКТ дает принципиально новые дидактические возможности и логично вписывается в образовательный процесс. Это позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.
Считаем, что правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, формированию у них более полных и точных представлений и умений в речевом развитии, включающем в себя компоненты, представленные на слайде:
развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок;
обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа;
формирование зрительно-пространственных отношений;
работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв;
формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение;
коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Новизна нашего опыта заключается в переведении знакомых речевых технологий (дидактический синквейн, приемы мнемотехники, модели и картографические схемы, электронные продукты, настольно-печатные игры) в электронный формат, в разработке дидактических компьютерных игр, обучающих электронных презентаций, картотек, архивов. Это позволило нам совершенствовать формы, методы, приёмы работы по использованию новых информационных технологий, т. к. считаем освоение ИКТ - жизненной необходимостью для каждого современного педагога дошкольного образования.
Инструкция к выполнению заданий:
В конвертах находятся составные части к дидактическим играм. Каждой команде необходимо догадаться о принципе игры, составить игру, а также придумать название. Время на выполнение задания 2 минуты.
Предлагаю каждой команде представить дидактическую игру: дать название, рассказать о принципе игры, и указать какую речевую задачу можно решить с помощью этой игры.
Хотите проверить самих себя? (вопрос участникам). На экране представлено правильное выполнение заданий. Любую печатную игру возможно перевести в электронный вариант.
Инструкция к выполнению задания № 2:
Необходимо определить местоположение объекта в городе /переключить/ - ориентируясь на условное обозначение предлога.
Переходим к следующему заданию
Инструкция к выполнению задания № 3:
Участникам необходимо составить схему слов. Для этого из букв соберите слово, затем каждую букву обозначьте условным обозначением по методике Татьяны Александровны Ткаченко.
Далее проведите звукобуквенный анализ по классической методике. Время выполнения задания 2 минуты.
Хотите проверить самих себя? (вопрос участникам). На экране представлено правильное выполнение заданий.
Переходим к выполнению следующего задания
Инструкция к выполнению задания № 4:
Дидактический синквейн - это специфическое стихотворение, пятистрочье без рифмы, в котором обобщена информация по изученной теме. Существуют правила составления дидактического синквейна:
АНИМАЦИЯ
1 строка – одно слово - кто? что?
2 строка – два слова - какой?
3 строка – три слова - что делает?
4 строка – мнение.
5 строка – ассоциация.
Предлагаю рассказать о людях разных профессий, используя эту технологию. Но пусть это будет еще и в форме загадки.
Пока наши участники выполняют задание, я предлагаю вашему вниманию часть электронной игры «Сказочные ребусы», которая была разработана нами с целью :
- закрепления знаний детей о сказках, сказочных героях;
- расширения словарного запаса;
- развития образного мышления, фантазии;
- отработки умения проводить звукобуквенный анализ.
Детям необходимо отгадать сказочного героя по словесной характеристике, а также с помощью картинок – подсказок.
Демонстрация игры: эта героиня – красивая, трудолюбивая, отправилась на бал, потеряла туфельку, встретила принца. Кто же это? Затем уточняется название сказки, автор сказки.
После того, как дети угадали героя, им предлагается самостоятельно рассказать о персонаже уже со зрительной опорой.
Сейчас мы вернемся к нашим участникам. Вы готовы представить свои синквейны в форме загадок?
Хотите проверить самих себя? (вопрос участникам). На экране представлено правильное выполнение заданий.
Первая группа игр на развитие просодической стороны речи.
1 Игра: «Кто боится прививки?»
Цель: Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску
фразы.
Перед детьми появляются картинки
людей и животных. Ребенок произносит фразу «Я прививок не
боюсь, если надо – уколюсь» с различной эмоциональной
окраской (радость, грусть, испуг и т. д.) Дети по голосу
ребенка-ведущего определяют какие чувства испытывает
персонаж и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?».
2 Игра: «Кому это нужно?»
Цель: Закреплять умение передавать мелодику интонации
Завершенности в экспрессивной речи.
Описание: Перед детьми появляются картинки
людей различных профессий и предметов. Ребенок задает вопрос
«Кому нужен фотоаппарат?». Второй ребенок отвечает «Фотоаппарат нужен фоторграфу».
3 Игра: «Три медведя»
Цель: Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.
Описание: Перед детьми появляются картинки медведей из
сказки. Дети изменяют голос в зависимости от картинки.
Составляют предложение по предложенному сюжету.
4 Игра: «Ступеньки»
Описание: Помогите Винни-Пуху дойти до подарка.
Сделайте вдох, на выдохе читайте слоги, постепенно увеличивая громкость голоса.
Переходим к следующей группе игр, направленных на развитие правильной воздушной струи. Представляем вашему вниманию одну из них.
Игра: «Волшебный ветерок»
Описание: Ребенку предлагается подуть на листочки, чтобы еж нашел гриб, при этом следить за правильным выполнением данного упражнения – щеки не надуваются. Подуть на снежинки, чтобы зайчик нашел подарки; подуть на тучки, чтобы засветило солнышко и т. д.
Фонематическое восприятие
1 Игра: «Составь словечко»
Описание: ребенку предлагается назвать из предложенных букв первую и определить гласная она или согласная и т. д.
2 Игра: «Подбери картинку к схеме слова»
Описание: Ребенку предлагается выбрать картинку, которая подходит к схеме.
3 Игра: «Звонкий -глухой»
Описание: Ребенку предлагается положить звонкие звуки в левую корзину, а глухие звуки - в правую корзину.
Переходим к следующей группе игр, направленных на развитие слоговой структуры слова.
Игра: «Разложи продукты»
Описание: Предложить детям разложить продукты по полкам, соблюдая условие:
- продукты, названия которых состоят из одного слога должны лежать на верхней полке;
-продукты, названия которых содержат два слога – на средней полке;
-продукты, с названием в три слога разместить на нижней полке.
Игра: «Составь схему слова»
Описание: Ребенку предлагается отгадать загадку и составить звуко-буквенный анализ к слову «отгадке».
Переходим к играм, направленным на развитие ЛГП.
Игра: «Посчитай-ка»
Описание: Предложить детям:
- разложить фрукты и овощи, появляющиеся
на прилавке по корзинам, расположенным
внизу игрового поля, соблюдая условие:
-картинки, с изображением одного предмета,
разместить в корзине с цифрой 1;
-картинки, с двумя предметами – в корзине с
цифрой 2;
-картинки с тремя предметами – в корзине с
цифрой 3.
Игра: «Что лишнее?»
Описание: Ребенку предлагается определить лишний ингредиент в приготовлении блюд.
Следующая группа игр направлена на развитие связной речи.
1 Игра «Расскажи сказку»
Описание: Расставить перепутанные картинки в правильной последовательности по сюжету сказки. Пересказать сказку «Золушка» с самого начала.
2 Игра «Составь предложение»
Описание: Ребенку предлагается составить предложение по схеме.
3 Игра «Картинки-небылицы»
Описание: Ребенку предлагается картинка-небылица. Необходимо внимательно рассмотреть картинку и определить что перепутал художник.
Данное учебно–методическое пособие включает в себя комплекс развивающих интерактивных игр, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, навыков звуко–буквенного и слогового анализа и синтеза слов; закреплению лексико - грамматических и пространственных представлений; развитию связной речи, тембрового слуха, логического мышления, внимания и памяти.
Комплекс игр направлен на интеграцию следующих образовательных областей:
- «Речевое развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Художественно – эстетическое развитие»;
- «Социально – коммуникативное развитие».