Мария Грибушина
Мастер-класс для педагогов «Использование игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для педагогов
Использование игровой технологии В. В. Воскобовича
«Сказочные лабиринты игры» для развития познавательно-интеллектуальной активности дошкольников»
[/b]
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий В. В. Воскобовича при организации работы с детьми.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование игровой технологии В, В, Воскобовича „Сказочные лабиринты игры“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2019
Задачи:
1. Познакомить, углубить знания педагогов по технологии развивающего обучения В. В. Воскобовича
2. Сформировать навыки практического использования пособий Воскобовича в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей.
3. Создать атмосферу сотрудничества и сотворчества педагогов.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Грибушина Мария Яковлевна, я – воспитатель «Березовского детского сада №9», а тема нашей сегодняшней встречи: «Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в развитии познавательной деятельности дошкольников».
Сегодня мы с вами совершим путешествие по развивающим играм В. В. Воскобовича и поближе познакомимся с некоторыми из них.
ФГОС ДО формулирует ряд обязательных требований не только к структуре программ, созданию условий реализации, к результатам освоения программ дошкольного образования, но и предоставляет дошкольным организациям самостоятельность в выборе вариативных форм, способов, методов, средств реализации программы в выборе методик и технологий с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников.
В своей работе я используют личностно - ориентированные, игровые, проблемно-поисковые и развивающие технологии. Руководствуюсь принципом сохранения самоценности дошкольного детства в удовлетворении ребенком желаний и потребностей в общении, в движении, в игре.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
Необходимым условием в организации работы с детьми считаю создание атмосферы доброжелательности, организацию общения с ребенком с учетом индивидуальных особенностей.
Именно в игровой деятельности лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Актуальность развивающих технологий состоит в том, что они учат детей «мыслить», действовать «в уме», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает творческие возможности и способности.
Главной особенностью технологии В. В. Воскбовича является то, что эти методы работы очень легко внедрить в привычный образовательно - игровой процесс.
Все эти игры гармонично вплетаются в любую образовательную программу.
К достоинствам развивающих игр В. В. Воскобовича можно отнести:
Широкий возрастной диапазон участников игр
С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
Многофункциональность развивающих игр Воскобовича
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач: незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Вариативность игровых заданий и упражнений
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Творческий потенциал каждой игры.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Для реализации технологии создается развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», которая полностью соответствует и выполняет требования к среде ФГОС ДО: обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также дает возможность уединения и проектирования своего пространства. Она содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна, находится в постоянном и открытом доступе для всех детей. “Фиолетовый лес” – это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи, разгадывать ребусы и находить выходы из лабиринтов. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Все действия происходят в сказочном Фиолетовом лесу, где есть поляна Золотых плодов, Озеро Айс и Незримка Всюсь, Чудо – острова, Ковровая поляна и другие. Каждая область имеет сказочного персонажа и определенную игру. Вот такая загадочная суть простой сенсорной, развивающей среды. В нашем детском саду Фиолетовый лес нарисован.
Цели и задачи технологии:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вадимович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Первые игры Воскобовича появились еще в 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича", "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Затем появились и методические сказки.
Содержание методики «Сказки Фиолетового Леса» реализуется через игровое взаимодействие детей и взрослых в сюжетных линиях сказок. Сюжет – это приключения персонажей в Фиолетовом Лесу, во время которых происходят различные превращения и чудеса, случаются фантастические явления.
Наше знакомство с Фиолетовым лесом началось с встречи малыша Гео и радужного гнома по имени Фи, немного позже к ним присоединился паук Юк. Так в нашей группе появилось пособие под названием «Геоконт». Чем больше времени мы проводили в Фиолетовом лесу, тем больше персонажей появлялось и у нас в группе. Так у нас появились радужные гномы Кохле. Охле. Желе, Зеле, Геле, Селе и Фи, гусеница по имени Фифа и девочка Долька, Незримка Всюсь и нетающие льдинки озера Айс, ворон Метр и двухцветный квадрат. Мы с ребятами решили, что каждому персонажу нужен дом и поселили их в разные центры. Гусеница по имени Фифа обрела свой дом в центре музыки и сейчас помогает ребятам знакомиться с нотами, а вот для Ворона Метра было выбрано место в Центре книги, поближе к энциклопедиям. Радужные гномы нашли свое место в центре изобразительного искусства, а Малыш Гео и Паук Юк в центре математики. Теперь, когда у всех есть свой дом, героев удобно использовать в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, а так также самими детьми в самостоятельной деятельности.
Предлагаю перейти к практической части нашего путешествия…Мне потребуются помощники - приглашаю желающих занять места за столами.
Для начала я вас познакомлю с пособием «Геоконт». Этот игровой набор сопровождается методической сказкой «Малыш Гео, Ворон Мерт и Я, дядя Слава» в названии которой зашифровано слово «ГЕОМЕТРИЯ»
А начинается сказка так:
«Однажды Малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг – на встречу Красный зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг голос: «Не бойся Красного зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез оранжевый зверь, но появилось дерево на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крыльями, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее Зеленым Свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая рыба. Снова испугался Малыш, подналег га весла, но не тут-то было. И снова голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».
В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят — это не просто доска, а сказка про малыша Гео. На игровое поле "Геоконт" нанесена координатная сетка. На гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.
В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальцев рук, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей, творческие способности.
Дети создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели.
Уважаемые участники, пожалуйста возьмите «Геоконт». Предлагаю вам выполнить первое задание.
Представьте, что мы находимся в Фиолетовом лесу и нам с вами нужно преодолеть некоторые преграды и вот первая из них. Нам нужно попасть на поляну с золотыми плодами. Идти пешком очень долго, нам бы не помешала чья-то помощь. Сейчас мы с вами сделаем этого помощника. Возьмите любую понравившеюся вам резинку и приступим.
С3-Ф3-Б3-О1-О4-Ж4-Ж2-З4-Ф1-С3
Что у нас получилось? Лошадка.
А сейчас я вам предлагаю немного усложнить задания. Разделимся на две группы. Одна группа придумает схему задания, а вторая выполнит его на большом геоконте.
Обе группы прекрасно справились с заданием, и мы переходим к следующему пособию, а именно «Нетающие льдинки озера Айс, или сказка о прозрачном квадрате».
«-Что это? – спросил Малыш Гео.
-Это – Нетающие льдинки озера Айс. Они помогут тебе в пути, - ответил Ворон Метр.
-А что это за озеро Айс?
-Это озеро находится в Фиолетовом лесу. А если успеешь нарезать льдинки между Оранжевым криком Красного зверя и Зеленым свистом Желтой птицы под Синий шепот Голубой рыбы, они станут не тающими и волшебными.
Ворон Метр раскидал крылом Нетающие льдинки, а потом из четырех пластинок сложил какую-то фигуру.
-На что похоже? – спросил он.
На лошадку, - ответил Гео.
-Правильно, - сказал Ворон и повернулся к льдинкам: - Лошадка ОШ, помоги, пожалуйста, Малышу найти дорогу из Фиолетового леса. Довези его до реки».
Так начинается сказка «Нетающие льдинки озера Айс, или сказка о прозрачном квадрате». Игра «Прозрачный квадрат» (Нетающие льдинки, представляет собой прозрачные пластины с разными по форме и размеру цветными элементами. Игры с льдинками помогают детям освоить названия и формы геометрических фигур, их размер; дети учатся составлять геометрические фигуры из частей, понимать соотношения целого и части; конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок. Учатся анализировать, сравнивать, проявлять творчество, развивают внимание, память, воображение, речь и мелкую моторику рук.
В играх с «Прозрачным квадратом» важно учитывать, что при складывании квадрата пластинки накладывают друг на друга всей плоскостью. При наложении не допускается пересечение (совмещение) элементов.
Продолжаем наше путешествие по Фиолетовому лесу, а путешествовать мы с вами отправились на лошадке. И вдруг перед нами озеро. Что делать? Как его пересечь? И тут к нам на помощи приходит житель Фиолетового леса Незримка Всюсь и предлагает в помощь нам свои льдинки.
А как же они нам помогут?
Все очень просто, мы с вами соберем из льдинок парусник и переплывем озеро. Но помните льдинки не должны пересекаться они должны накладываться полностью друг на друга. Вы можете воспользоваться схемой или собрать парусник самостоятельно.
Вы замечательно справились с заданием.
Продолжая наше путешествие, я бы хотела познакомить вас с еще одним пособием, которое называется – «Двухцветный квадрат» или как его называют сейчас «Квадрат Воскобовича».
«В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил папа».
С этого начинается сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней квадрат оживает и превращается в различные образы. Эта игра головоломка позволяет не только играть и развивать пространственное воображение и моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии.
С начало дети знакомятся с квадратом сгибая и разгибая его, затем складывали простые геометрические фигуры, а далее приступили к игре на трансформацию. Сначала мы читали сказки, и я показывала, как складывать ту или иную фигуру, а потом дети сами догадывались о последовательности действий, используя схему сложения. Когда ребята овладели принципами работы с плоскостным квадратом, я сделала надрезы в середине квадрата для складывания объемных фигур. В свободное время дети с удовольствием берут квадрат, складывая фигуры по схемам, придумывают свои и обыгрывают их.
Уважаемые участники, пожалуйста возьмите конверты лежащие на ваших столах. Продолжаем нашу историю. И так, мы на пути к поляне с золотыми плодами и вдруг перед нами препятствие - непролазные горы. И здесь нам на помощь приходит Ворон Метр и приносит нам конверт в котором находится помощник и это «Квадрат Воскобовича».
Чем же он нам поможет?
А помощь его будет заключаться в том, что мы из этого квадрата можем сложить самолет и перелететь через непролазные горы. Вы можете сложить самолет по схеме, которая находится в том же конверте или придумать свой вариант.
Теперь мы немного усложним задачу и возьмем квадрат с прорезями по середине попробуем придумать и сложить объемную фигуру самолета.
Вы замечательно справились с заданием.
И так, уважаемые участники мы с вами добрались до заветной поляны с золотыми плодами.
Все здорово поработали и вот вам маленькие презенты (золотые плоды)
Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Для этого я провожу родительские собрания, мастер-классы, семинары-практикумы, совместные занятия с детьми и родителями, где знакомлю родителей с некоторыми играми, заинтересовываю их значимостью развивающих игр. В октябре прошлого года я провела мастер класс для родителей по изготовлению пособия «Нетающие льдинки озера Айс». Составляю для родителей «Памятки» по использованию игровых технологий.
А я предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в работе с родителями. Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.
[/i]