Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание условий для поддержки детской инициативы»

Наталья Васильевна Степанова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание условий для поддержки детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ.

«Создание условий для поддержки детской инициативы».

Цель:

Повышение профессиональной грамотности педагогов дошкольных организаций в вопросах создания условий для поддержки детской инициативы.

Задачи:

1. Познакомить с методическим обеспечением, способами, факторами, принципами, приемами работы по данной теме;

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Создание условий для поддержки детской инициативы“» размещена в разделах

2. Познакомить с вариантами создания условий для поддержки детской инициативы;

3. Представить опыт педагогической деятельности

МДОУ «Детский сад № 42» по созданию условий для поддержки

детской инициативы;

4. Создать условия для проигрывания педагогических ситуаций с

участниками мастер-класса.

Ход мероприятия:

Уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть Вас на нашем мероприятии. Предлагаем вам встать в круг. Мы предлагаем найти себе пару по определенному принципу: цвету волос, возрасту, цвету глаз, цвету одежды и осуществить свой выбор, бросая мяч своему оппоненту, проговаривая критерии выбора.

Игра «Мой игровой партнер».

А теперь повернитесь друг к другу лицом и сделайте два шага назад. Мы разделились на команды. Давайте одну команду назовем «оптимисты», а другую – «пессимисты».

(Предлагаем тянуть жребий названия команды)

Игра «Оптимисты-пессимисты»

Первый игрок (оптимист) : «Как хорошо, что на улице зима!»

Второй игрок (пессимист) : «Хорошо-то, хорошо, только очень холодно!» и т. д.

Предпоследний игрок (пессимист) : «Ох, уж больно далеко к вам добираться»

Последний игрок (оптимист) : «Добираться далеко, это, конечно, не очень хорошо, но как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Предлагаем Вам еще поиграть. Вы не против?

В руке у меня чудесный клубок, передавая его, я предлагаю назвать те качества, которые вы бы хотели видеть в своих детях».

Игра «Чудесный ковер»

Вот видите, как много качеств, которые вы бы хотели видеть в своих воспитанниках. Пожалуйста, опустите свой ковер на пол. Это будет ковер желаний, направленных на воспитание, развитие наших детей.

(Сажаю в середине ковра куклу).

Эта кукла олицетворяет тех, на кого направлена наша деятельность - наших воспитанников.

Предлагаем Вам пройти на свои места.

Приветственное слово старшего воспитателя

МДОУ «Детский сад № 42» Мухановой Е. В.

Презентация

«Создание условий для поддержки детской инициативы»

1 слайд:

Мастер-класс

«Создание условий для поддержки детской инициативы»

2 слайд:

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

и других нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства системе образования:

воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

3 слайд:

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.

Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

4 слайд:

Целевые ориентиры, определенные ФГОС ДО.

Ребенок:

проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

способен к волевым усилиям;

пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

способен к принятию собственных решений.

5 слайд:

Вопросы для обсуждения:

Что такое «Детская инициатива и самостоятельность

Как развивать инициативность и самостоятельность у дошкольников?

Как создать условия для поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности?

6 слайд:

В литературе сформулированы следующие понятия:

Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение;

Инициативность – это частный случай стремления к самостоятельности, изменения форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека;

7 слайд:

Инициатива от латинского initium (начало) это почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях.

8 слайд:

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения

Формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

Создание ситуации успеха для каждого ребенка: Это очень просто, я тебе помогу;

Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится»

9 слайд:

Для поддержки детской инициативы необходимо :

Предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;

Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

10 слайд:

Для инициативной личности характерно :

Произвольность поведения;

Самостоятельность;

Развитая эмоционально-волевая сфера;

Инициатива в различных видах деятельности;

Стремление к самореализации;

Общительность;

Высокий уровень творческих способностей;

Творческий подход к деятельности;

Познавательная активность

11 слайд

Основные виды деятельности,

в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность

Общение;

Игра;

Познавательно-исследовательская деятельность;

Проектная деятельность;

Продуктивная деятельность;

Коммуникативная и другие.

12 слайд:

Инициативная личность развивается в деятельности!

А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности

13 слайд:

Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет выбирать деятельность, соответствующую собственному желанию, включаться в разговор, предлагать интересное дело.

В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.

Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свою деятельность развивается постепенно.

14 слайд:

Методы и приемы поддержки детской инициативы :

Картосхемы;

Алгоритмы;

Модель обследования предмета;

Моделирование ситуаций с участием персонажей;

Индивидуально-личностное общение с ребенком;

Поощрение самостоятельности;

Побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности;

Оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка

15 слайд:

Для поддержки детской инициативы и творчества необходимо создать условия, учитывающие следующие факторы:

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;

Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.

16 слайд:

При организации работы в этом направлении необходимо придерживаться следующих принципов:

Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и самостоятельной деятельности;

Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;

Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

17 слайд:

Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются :

Познавательные занятия;

Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование;

Наблюдение и труд в уголке природы;

Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы;

Самостоятельная деятельность детей.

18 слайд:

Представление опыта педагогической деятельности

МДОУ «Детский сад № 42»

по созданию условий для поддержки детской инициативы.

19 слайд

Видеоролик «Полечим книжки».

Воспитатель Тихонова О. Е. - 1 квалификационная категория;

20 слайд:

Видеоролик «Зимний пейзаж»

Воспитатель Степанова Н. В. ;

21 слайд:

Видеоролик «Домик для удава»

Воспитатель Машкина Ф. Д. - 1 квалификационная категория.

22 слайд:

В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:

Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов;

«Дозировать» помощь детям. Достаточно просто намекнуть;

Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка

Ситуативный разговор

«Инициативный ребенок. Какой он?»

Слайд 23:

Педагогическая технология «Детский совет» Как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Цели:

Создать эмоциональный настрой на весь день;

Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

А теперь предлагаю гостям обсудить нашу тему на основе практической работы. Участникам мастер-класса предлагается материал по инновационной педагогической технологии «Детский совет», разработанный старшим воспитателем МБДО «Детский сад № 53» «Росинка» г. о. Химки Приказчиковой Светланой Владимировной.

Слайд 24:

Проигрывание педагогических ситуаций с участниками мастер-класса :

Уважаемые коллеги, мы с вами обсудили приемы, методы, способы и условия работы по поддержке детской инициативы, а теперь предлагаем вам проиграть следующую ситуацию. Перед этим, мы предлагаем вам разделиться на 4 команды. Попробуйте самостоятельно объединиться в команды, объяснив свой выбор варианта. Теперь, мы хотим вам предложить разделиться на команды по подсказке, которая таится на вашем стуле.

Участники делятся на команды.

(предлагается объяснить, почему они разделились так, а не иначе).

К нам сегодня пришли два персонажа, они не помнят из каких они сказок.

(Показываем куклы бабки и деда).

Пожалуйста, вспомните сказку, с участием этих персонажей и обыграйте их. Весь материал, который вам нужен, вы можете выбрать на нашем столе. Вы можете назвать сказку, а можете предложить догадаться, что это за сказка и назвать её своим оппонентам.

(Идет обсуждение по выбору сказки, подбор материала 5-10 минут)

Команды представляют свои творческие работы.

Подведение итогов.

Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами практически проиграли ситуации, требующие творчества и инициативы.

Давайте проговорим позиции, которые мы использовали.

На слайде 25 выведены следующие позиции:

1. сам педагог;

2. инициатива педагога;

3. условия, созданные для осуществления коллективного проекта;

4. творчество при создании и демонстрации своей работы;

5. удовлетворение от полученного результата.

Слайд 26:

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Слайд 27:

Требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку :

• Доброжелательное отношение взрослого к положительной инициативе;

• Постоянное одобрение и развитие инициативности;

• Предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно, по-своему;

Создавать условия для самоутверждения ребенка.

В самом начале нашего мастер-класса мы с вами создали ковер желаний, в центре которого ребенок, на него и направлена вся наша деятельность. И только тогда, когда мы создадим условия для развития его самостоятельности, инициативы, проявления внутренней мотивации к той или иной деятельности, мы увидим в нем желаемые нами всеми качества.

Закончить наше выступление мы бы хотели мыслью о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником (субъектом) социальных отношений.

Слайд 28:

Педагогическое кредо нашего учреждения: «Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».

Слайд 29:

Благодарим за внимание!

Уважаемые коллеги, мы надеемся, что материал, предложенный нами, будет полезен для вашей работы и предлагаем оставить отзыв о нашем мероприятии.

Участникам мастер-класса выдаются анкеты

на выявление удовлетворенности в проведенном мероприятии.

Рефлексия.

Кофе-пауза. Свободное общение мастер-класса.

Публикации по теме:

Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха «Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха» Руководитель инновационной площадки: заведующая.

Консультация для педагогов «Создание условий для различных видов деятельности детей раннего возраста» В современном обществе все чаще отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. И одной из мер,.

Консультация для воспитателей и родителей: «Способы и направления поддержки детской инициативы» СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору.

Методическая разработка мастер-класса «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы» Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей дошкольного возраста. Цель: Повышение.

МК «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы детей»МК «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы детей» Уважаемые коллеги! Приветствую Вас на мастер-классе «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды как условие поддержки детской инициативы и творчества "Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Опыт работы «Технология лэпбук как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы» Речь к презентации Слайд 1 Здравствуйте коллеги. Мне хочется представить вашему вниманию свой опыт работы «Технология лэпбук как эффективное.

Пример совместной образовательной деятельности и поддержки в ней детской инициативы на занятии по рисованию «Спрячь зайку» Пример совместной образовательной деятельности и поддержки в ней детской инициативы на занятии по рисованию «Спрячь зайку» с детьми 2.

Создание атмосферы радостного проживания периода детства в дошкольном учреждении, способы поддержки детской инициативы В программе «Радуга» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного.

Создание условий для формирования компетенций педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС до «Создание условий для формирования компетенций педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» В условиях реализации Федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание условий для поддержки детской инициативы»
Опубликовано: 21 января 2017 в 16:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание условий для поддержки детской инициативы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Васильевна Степанова (УИ 738912) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД