Наталья Васильевна Степанова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание условий для поддержки детской инициативы»
▼ Скачать
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ.
«Создание условий для поддержки детской инициативы».
Цель:
Повышение профессиональной грамотности педагогов дошкольных организаций в вопросах создания условий для поддержки детской инициативы.
Задачи:
1. Познакомить с методическим обеспечением, способами, факторами, принципами, приемами работы по данной теме;
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Создание условий для поддержки детской инициативы“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
2. Познакомить с вариантами создания условий для поддержки детской инициативы;
3. Представить опыт педагогической деятельности
МДОУ «Детский сад № 42» по созданию условий для поддержки
детской инициативы;
4. Создать условия для проигрывания педагогических ситуаций с
участниками мастер-класса.
Ход мероприятия:
Уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть Вас на нашем мероприятии. Предлагаем вам встать в круг. Мы предлагаем найти себе пару по определенному принципу: цвету волос, возрасту, цвету глаз, цвету одежды и осуществить свой выбор, бросая мяч своему оппоненту, проговаривая критерии выбора.
Игра «Мой игровой партнер».
А теперь повернитесь друг к другу лицом и сделайте два шага назад. Мы разделились на команды. Давайте одну команду назовем «оптимисты», а другую – «пессимисты».
(Предлагаем тянуть жребий названия команды)
Игра «Оптимисты-пессимисты»
Первый игрок (оптимист) : «Как хорошо, что на улице зима!»
Второй игрок (пессимист) : «Хорошо-то, хорошо, только очень холодно!» и т. д.
Предпоследний игрок (пессимист) : «Ох, уж больно далеко к вам добираться»
Последний игрок (оптимист) : «Добираться далеко, это, конечно, не очень хорошо, но как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Предлагаем Вам еще поиграть. Вы не против?
В руке у меня чудесный клубок, передавая его, я предлагаю назвать те качества, которые вы бы хотели видеть в своих детях».
Игра «Чудесный ковер»
Вот видите, как много качеств, которые вы бы хотели видеть в своих воспитанниках. Пожалуйста, опустите свой ковер на пол. Это будет ковер желаний, направленных на воспитание, развитие наших детей.
(Сажаю в середине ковра куклу).
Эта кукла олицетворяет тех, на кого направлена наша деятельность - наших воспитанников.
Предлагаем Вам пройти на свои места.
Приветственное слово старшего воспитателя
МДОУ «Детский сад № 42» Мухановой Е. В.
Презентация
«Создание условий для поддержки детской инициативы»
1 слайд:
Мастер-класс
«Создание условий для поддержки детской инициативы»
2 слайд:
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
и других нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства системе образования:
воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
3 слайд:
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
4 слайд:
Целевые ориентиры, определенные ФГОС ДО.
Ребенок:
проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
способен к волевым усилиям;
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
способен к принятию собственных решений.
5 слайд:
Вопросы для обсуждения:
Что такое «Детская инициатива и самостоятельность?»
Как развивать инициативность и самостоятельность у дошкольников?
Как создать условия для поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности?
6 слайд:
В литературе сформулированы следующие понятия:
Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение;
Инициативность – это частный случай стремления к самостоятельности, изменения форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека;
7 слайд:
Инициатива от латинского initium (начало) это почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях.
8 слайд:
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения
Формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
Создание ситуации успеха для каждого ребенка: Это очень просто, я тебе помогу;
Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится»
9 слайд:
Для поддержки детской инициативы необходимо :
Предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;
Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
10 слайд:
Для инициативной личности характерно :
Произвольность поведения;
Самостоятельность;
Развитая эмоционально-волевая сфера;
Инициатива в различных видах деятельности;
Стремление к самореализации;
Общительность;
Высокий уровень творческих способностей;
Творческий подход к деятельности;
Познавательная активность
11 слайд
Основные виды деятельности,
в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность
Общение;
Игра;
Познавательно-исследовательская деятельность;
Проектная деятельность;
Продуктивная деятельность;
Коммуникативная и другие.
12 слайд:
Инициативная личность развивается в деятельности!
А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности
13 слайд:
Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет выбирать деятельность, соответствующую собственному желанию, включаться в разговор, предлагать интересное дело.
В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.
Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свою деятельность развивается постепенно.
14 слайд:
Методы и приемы поддержки детской инициативы :
Картосхемы;
Алгоритмы;
Модель обследования предмета;
Моделирование ситуаций с участием персонажей;
Индивидуально-личностное общение с ребенком;
Поощрение самостоятельности;
Побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности;
Оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка
15 слайд:
Для поддержки детской инициативы и творчества необходимо создать условия, учитывающие следующие факторы:
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.
16 слайд:
При организации работы в этом направлении необходимо придерживаться следующих принципов:
Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и самостоятельной деятельности;
Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
17 слайд:
Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются :
Познавательные занятия;
Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование;
Наблюдение и труд в уголке природы;
Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы;
Самостоятельная деятельность детей.
18 слайд:
Представление опыта педагогической деятельности
МДОУ «Детский сад № 42»
по созданию условий для поддержки детской инициативы.
19 слайд
Видеоролик «Полечим книжки».
Воспитатель Тихонова О. Е. - 1 квалификационная категория;
20 слайд:
Видеоролик «Зимний пейзаж»
Воспитатель Степанова Н. В. ;
21 слайд:
Видеоролик «Домик для удава»
Воспитатель Машкина Ф. Д. - 1 квалификационная категория.
22 слайд:
В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:
Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов;
«Дозировать» помощь детям. Достаточно просто намекнуть;
Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка
Ситуативный разговор
«Инициативный ребенок. Какой он?»
Слайд 23:
Педагогическая технология «Детский совет» Как важнейшая форма поддержки детской инициативы
Цели:
Создать эмоциональный настрой на весь день;
Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
А теперь предлагаю гостям обсудить нашу тему на основе практической работы. Участникам мастер-класса предлагается материал по инновационной педагогической технологии «Детский совет», разработанный старшим воспитателем МБДО «Детский сад № 53» «Росинка» г. о. Химки Приказчиковой Светланой Владимировной.
Слайд 24:
Проигрывание педагогических ситуаций с участниками мастер-класса :
Уважаемые коллеги, мы с вами обсудили приемы, методы, способы и условия работы по поддержке детской инициативы, а теперь предлагаем вам проиграть следующую ситуацию. Перед этим, мы предлагаем вам разделиться на 4 команды. Попробуйте самостоятельно объединиться в команды, объяснив свой выбор варианта. Теперь, мы хотим вам предложить разделиться на команды по подсказке, которая таится на вашем стуле.
Участники делятся на команды.
(предлагается объяснить, почему они разделились так, а не иначе).
К нам сегодня пришли два персонажа, они не помнят из каких они сказок.
(Показываем куклы бабки и деда).
Пожалуйста, вспомните сказку, с участием этих персонажей и обыграйте их. Весь материал, который вам нужен, вы можете выбрать на нашем столе. Вы можете назвать сказку, а можете предложить догадаться, что это за сказка и назвать её своим оппонентам.
(Идет обсуждение по выбору сказки, подбор материала 5-10 минут)
Команды представляют свои творческие работы.
Подведение итогов.
Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами практически проиграли ситуации, требующие творчества и инициативы.
Давайте проговорим позиции, которые мы использовали.
На слайде 25 выведены следующие позиции:
1. сам педагог;
2. инициатива педагога;
3. условия, созданные для осуществления коллективного проекта;
4. творчество при создании и демонстрации своей работы;
5. удовлетворение от полученного результата.
Слайд 26:
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения.
Слайд 27:
Требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку :
• Доброжелательное отношение взрослого к положительной инициативе;
• Постоянное одобрение и развитие инициативности;
• Предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно, по-своему;
• Создавать условия для самоутверждения ребенка.
В самом начале нашего мастер-класса мы с вами создали ковер желаний, в центре которого ребенок, на него и направлена вся наша деятельность. И только тогда, когда мы создадим условия для развития его самостоятельности, инициативы, проявления внутренней мотивации к той или иной деятельности, мы увидим в нем желаемые нами всеми качества.
Закончить наше выступление мы бы хотели мыслью о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником (субъектом) социальных отношений.
Слайд 28:
Педагогическое кредо нашего учреждения: «Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».
Слайд 29:
Благодарим за внимание!
Уважаемые коллеги, мы надеемся, что материал, предложенный нами, будет полезен для вашей работы и предлагаем оставить отзыв о нашем мероприятии.
Участникам мастер-класса выдаются анкеты
на выявление удовлетворенности в проведенном мероприятии.
Рефлексия.
Кофе-пауза. Свободное общение мастер-класса.