Ольга Грибова
Методическая разработка мастер-класса «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей дошкольного возраста.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука.
Задачи:
• познакомить педагогов с технологией изготовления лэпбука;
• повысить уровень мастерства педагогов.
Публикация «Методическая разработка мастер-класса „Лэпбук как средство поддержки детской инициативы“» размещена в разделах
Оборудование: лэпбуки «Осень», «Космос», «Весна» и др. ; раздаточный материал – заготовки лэпбуков, картинки по теме «Осень», раскраски, книжка с загадками, стихи, фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши, цветная бумага, салфетки влажные, салфетки бумажные, ножницы, клей,разноцветные ручки, разные линейки, фигурные дыроколы и ножницы, тесьма, гуашь, печатки, разные скотчи, степлер.
Продолжительность: 30 минут.
Этапы работы:
• организационный 3 минуты;
• теоретический 5минут;
• практический 17 минут;
• заключительный 5минут.
Планируемый результат:
• информирование педагогического сообщества о технологии изготовления лэпбука;
• психологическая готовность педагогов к работе в новых условиях.
Ход мастер-класса
1. Организационный этап
Приветствую вас, уважаемые коллеги. Сегодня мне хочется рассказать вам о чудо-книжке под названием лэбпук. Сейчас такие книжечки набирают все большую популярность.
Тема мастер-класса «Лэпбук- как средство поддержки детской инициативы».
- Что такое инициатива?
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической работе. Вот и я начала изучать и внедрять в свою работу достаточно новое, интересное и на мой взгляд незаменимое методическое пособие – лэпбук. Особенность лэпбука в том, что его можно использовать как в детском саду, так и дома.
- Где проявляется инициатива ребёнка?
Инициативность ярче всего проявляется в общении, игре, экспериментировании, в продуктивных видах деятельности.
Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Ребёнок умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, но, когда ребёнок не проявляет инициативы взрослым нужно принимать меры.
И моя задача как воспитателя – создать ситуации, которые побуждают его активно применять свои знания и умения, нацеливают на поиск новых творческих решений. Я стараюсь при первых затруднениях не спешить на помощь к ребёнку, а лучше дать совет, задать наводящий вопрос, который поможет ему активизировать свой имеющийся опыт, нацелить на поиск решения, тем самым вызвать у ребёнка чувство гордости от успешных действий.
Однако, чтобы поддержать детскую инициативу нужно создать условия.
- Какие условия необходимы для поддержки инициативы?
- разнообразная предметно-развивающая среда, которая должна постоянно меняться.
- выбор ребёнком сотоварищей (сотворцов);
- обращение ребёнка к взрослым на основе собственного побуждения;
- стремление ребёнка выразить результат в продуктивных видах деятельности (рисунках, схемах, постройках).
Готовясь к детскому конкурсу «Первые шаги в науку» я столкнулась с интересным современным, развивающим пособием для детей, которое меня заинтересовало. Оно многофункционально и направлено на поддержку детской инициативы, называется лэпбук.
Данное пособие я использую в работе с дошкольниками и нахожу его эффективным. Оно способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
-способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
-способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме
Результатом работы по данной технологии являются высокие показатели у детей в активизации интереса к познавательско-исследовательской деятельности, а так же в появлении возможности проявить себя каждому ребёнку.
2. Теоретическая часть
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга).
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, -
это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка.
Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
Это просто интересно. В работе педагога лэпбук можно использовать с любого возраста. Для младшего возраста это обобщенные темы, например «Зима», «Домашние животные», для возраста старшего это более конкретные темы «Всё о футболе», «Лиса» и другие.
Оптимальный возраст ребенка для начала занятий по совместному составлению тематической папки – 5 лет. С чего начать (По презентации)-слайды с №13-17
- Как изготовить лэпбук?
Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.
Итак, для изготовления лэпбука нам понадобится какой-то плотный материал или картон.
• Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму шкафа, причем дверцы могут быть симметричные или ассиметричные. При необходимости обклеить бумагой, (самоклеящейся пленкой)-показ.
• Сделать различные кармашки разной формы и величины.
В каждом кармашке – игра, или набор материалов по теме.
• Изготовить игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от темы лэпбука.
3. Практическая часть
- Был ли у вас опыт изготовления лэпбука? По какой теме? Это ваш первый опыт? Изготовить его не составит большого труда, так же как и придумать задания, игры по определённой теме. Мы сегодня на мастер-классе учимся оформлять лэпбук, красиво размещать материал.
Тема для лэпбуков в создании которых вы сегодня примите участие:
«Золотая осень». Что поместим в кармашки? (пословицы, стихи, загадки, игры по развитию речи, признаки и приметы осени, журнал наблюдений, осенние сказки, рассказ по картине, осенние месяца, раскраски и трафареты, овощи и фрукты, ягоды и грибы, и т. д.);
- Перед тем, как вы приступите к работе вам нужно разделиться на 3 подгруппы, разделимся с помощью карточек-листочков. Для мастер-класса мы приглашаем 7 человек за каждый стол.
На тарелочке карточки: листики (жёлтые, красные, зелёные). (Жребий)
- Занимайте свои места, согласно вытянутой карточке.
(педагоги рассаживаются за столы)
- Распределите, кто какую работу выполняет (оформление, приклеивание кармашков, придумывание и вкладывание игр).
Все материалы у вас на столе.
По окончании вы должны представить свою интерактивную книгу.
- Вам важно понять принцип формирования содержания лэпбука, на работу вам дается 10 мин.
(самостоятельная деятельность педагогов)
- Представьте свой лэпбук.
4. Мастер-класс для педагогов подошел к завершению.
- Уважаемые коллеги прошу вас ответить на несколько вопросов.
Заполните «Лист впечатлений». (педагоги заполняют)
• В ходе мастер-класса я впервые научилась
• Я узнала, что
• Больше всего мне понравилось
• В следующий раз мне бы хотелось
• Удачным было
• Недостаточно
• В целом
-Может кто-то хочет озвучить?
Спасибо за внимание и творческих успехов!
(Презентация прилагается).