Ирина Михнёва
Создание атмосферы радостного проживания периода детства в дошкольном учреждении, способы поддержки детской инициативы
▼ Скачать
В программе «Радуга» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства.
Актуальность данной задачи была обусловлена поддержкой разнообразия детства, что в свою очередь полностью совпадает с целевыми ориентирами государственного стандарта - создание социальной ситуации развития детей, одними из условий которой являются: обеспечение эмоционального благополучия, поддержка индивидуальности и инициативы.
Публикация «Создание атмосферы радостного проживания периода детства в дошкольном учреждении, способы поддержки детской инициативы» размещена в разделах
В ФГОС указывается, что одним из принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Инициативность является непременным условием познавательной и творческой деятельности ребенка. Только в процессе деятельности ребенок познает окружающий мир, приобретает социальный опыт, в процессе которого происходит развитие психических процессов, формирование личностных качества.
От того, какие условия будут созданы для проявления инициативы, какие эмоции вызывает та или иная деятельность, как ребенок переживает успехи и неудачи, какое отношение испытывает к себе от взрослых и детей зависит в дальнейшем развитие ребенка.
В условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, заданных Стандартом, поддержка индивидуальности и инициативы осуществляется через способы и направления поддержки детской инициативы :
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Одним из главных условий поддержки детской инициативы, в нашем ДОУ выступает образовательная среда, состоящая из нескольких компонентов: предметно- пространственной развивающей среды и социального компонента, включающего взаимоотношения между взрослыми и сверстниками, отношение ребенка к миру, окружающим, самому себе. Правильно организованная предметная среда стимулирует познавательную и творческую активность, обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых. Поэтому развивающая среда насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который обеспечивает выбор деятельности по интересам, позволяющий ребенку включиться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Развивающая среда находится в прямой зависимости с разнообразной детской деятельностью.
Учитывая то, что предметно - развивающая среда должна выполнять не только образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, должна быть направлена на развитие самостоятельности и самодеятельности в выборе деятельности, при проектировании образовательной среды наши педагоги учитывают сферу инициативности, которая определяется на каждой возрастной ступени развития ведущей деятельностью.
Поддерживая инициативность, педагоги используют различные методы, с помощью которых стимулируют и направляют деятельность детей. Особенность методов в том, что они представляют собой некий условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.
Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор, позволяющий развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно. Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как: чувствовать себя значимым; управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми; веселиться и развлекаться.
Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.
Интересными формами поддержки детской инициативы являются проектная деятельность, творческая мастерская, коллекционирование, экспериментирование, позволяющие делать жизнь дошкольника насыщенной, увлекательной и интересной. В процессе такой деятельности каждому ребенку предоставляется возможность действовать в индивидуальном темпе, выбирать себе партнеров по деятельности, проявлять инициативность и самостоятельность, что в свою очередь способствует достижению цели.
К сожалению, не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь, через создание необходимой мотивации, направленной на овладение способами действий, способов достижения практических и интеллектуальных целей. В педагогической практике педагоги используют такие мотиваций, как: игровую, мотивацию общения, мотивацию личной заинтересованности. В основе мотивации – приоритетная деятельность и общение.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у детей имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Методы стимулирования - соревнования и поощрения обеспечивают регулирование, корректировку поведения и деятельности воспитанников.
Большое влияние на предстоящий процесс деятельности оказывает положительный эмоциональный настрой, который осуществляется через особые методы: речевую настройку, шутку, релаксацию, ситуацию успеха, коммуникативные игры.
Во время любой совместной деятельности педагоги устанавливают партнерскую позицию, создают атмосферу взаимного уважения между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей, ощущают себя комфортно, ведут себя свободно. Это достигается через стимулирующую систему требований, определяемые стилем группы и адаптивными ритуалами, вплетенными в ежедневное взаимодействие с окружающими: «круг хороших воспоминаний», «распределение подарков», «что мы можем вместе», день рождение, подведение итога дня.
От того, какая атмосфера царит в группе, какие межличностные отношения установлены между детьми, зависит эмоциональное благополучие каждого ребенка. Методы и приемы, направленные на формирование позитивных установок, сплочение, развитие толерантности, повышение настроения, принятие друг друга, развития эмпатии: уголок уединения, «Я пришел!», уголок настроения, эмблема и девиз группы, правила жизни группы,- создают позитивный настрой.
В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т. п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, педагоги вводят в жизнь группы традиции: «утро радостных встреч», «сладкий вечер», «исправляем - помогаем», «групповой праздник».
Одна из важных потребностей ребенка удовлетворение его желаний и стремление выразить другим свои внутренние чувства, убеждения, установки. Это происходит через самовыражение, в процессе которого у ребенка возникает ощущение успешности, через: предоставление детям возможности выбора деятельности; поддержку инициативы; стремление к импровизации при самостоятельном воплощении детьми художественных замыслов; через создание условий для работы с разными материалами; вовлечение детей в различные виды творческой деятельности; поощрение проявления творческой непосредственности; оценивание инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла; организацию выставок детского творчества.
Трансляция успехов осуществляется через такие формы работы, как: «моя коллекция», «панорама добрых дел», «дневники успехов», «экраны достижений», персональные выставки, «моя коллекция».
Таким образом, интересная содержательная жизнь дошкольников будет только в том случае, когда педагоги будут использовать разные способы поддержки детской инициативы, через создание условий в образовательной среде, организацию интересной содержательной жизни на основе традиций, ритуалов, правил жизни группы.
Литература:
1. Леонтьев А. А. Психология общения. М. : «Просвещение», 1997. онлайн -22с.
2. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. : «Просвещение», - 1986 .-136мс.
3. Социально-психологическая характеристика группы сверстников детского сада /под редакцией Репиной Т. А. М. : «Просвещение», 1986/1987.-
4. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М. : «Просвещение», 2014.-228с.
5.