Татьяна Шлейтерист Богданова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫТЕГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»
Мастер – класс для педагогов на тему :
«Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и поисково - исследовательской деятельности, посредством использования сказки»
«Путешествие Лисёнка»
Подготовила и выполнила:
Татьяна Александровна Шлейтерист,
воспитатель БДОУ ВМР
«Детский сад «Колокольчик»
Вытегра, 2022
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель мастер-класса - представление и распространение своего педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности в процессе опытно-экспериментальной и познавательно-исследовательской деятельности посредством использования сказки.
Задачи:
- передать свой опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников;
- углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная система, ноутбук, мультимедийная презентация мастер-класса для педагогов, игрушка – лисёнок, оборудование и материалы для проведения опытов (ёмкости для воды, бумажные цветы, обычная вода, газированная вода, пластилиновые фигурки рыбок, лёд, соль, нитки, маркеры для доски, пена косметическая, пипетки, салфетки).
Ход мастер-класса :
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да)
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Мы вас понимаем. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте нам тогда ответ:
Помочь откажетесь нам? (Нет)
Добрый, добрый день! Я рада приветствовать вас в этом зале. Тема моего мастер-класса, который я хотела бы провести для вас - «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и поисково - исследовательской деятельности, посредством использования сказки».
(СЛАЙД №1)
Цель мастер-класса - представление и распространение своего педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности в процессе опытно-экспериментальной и поисково - исследовательской деятельности посредством демонстрации некоторых видов опытов и экспериментов с бумагой, водой, песком, глиной, металлом, пластиком, камнями, жидкостями.
Задачи:
- передать свой опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников;
- углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования.
(СЛАЙД №2)
Содержание образовательной области по познавательному развитию детей в Стандарте определено, как развитие интересов детей, развитие любознательности, познавательной мотивации, формированию первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира. Актуальным методом развития познавательного интереса детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленное на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимости явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разные формы воздействия на него.
Я ставлю задачи: развивать познавательную деятельность, любознательность и самостоятельность детей в процессе экспериментирования; развивать у детей умение делать простейшие выводы и умение приобретать знания впоследствии практических опытов. Излагать свои мысли, понятные для окружающих форме; систематизировать знания детей о некоторых свойствах объектов окружающего мира (бумага, песок, вода, глина, воздух и т. д.). Закреплять знания детей о необходимости мер предосторожности в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира….
Любознательные дети,
Все желают знать на свете?
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться
А учиться и учиться.
Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?
- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?
Подвижный и активный ребенок задает 400 вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Задача взрослых – создать условия для формирования мировоззрения. Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Сегодня я хотела бы поделится с вами тем, как с помощью сказки, главным героем которой является игрушка ребёнка, можно разнообразить формы работы в развитии познавательного интереса у дошкольников.
А мы переходим к нашей сказке, а сказка наша называется …
Сказка «Путешествие Лисёнка»
(СЛАЙД №3)
В одном чудесном лесу жила лисья семья. Зимой, от холодов, они прятались в своей норе, которую, как шубой, укрывал снег. Наступила весна, снег начал потихоньку таять, и однажды утром, маленького Лисёнка разбудила капелька воды, упавшая на его нос. Лисёнок решил узнать, что это за вода, откуда она попала в нору. Но вокруг все ещё спали…и Лисёнок решил сам узнать ответ на свой вопрос.
(СЛАЙД №4)
Высунув свой любопытный нос и почувствовав интересный, новый для него запах. Лисёнок осторожно выбрался из норы и увидел на полянке неподалёку нежные цветочки, выбившиеся из-под снега.
(СЛАЙД №5)
Лисёнок решил порадовать свою маму необычным букетом, и сорвал несколько цветочков.
Он уже было хотел вернуться в нору, но услышал странный шум…Лисёнок решил проверить, что это за шум и откуда он раздаётся. Конечно ему было страшно, но любопытство и здесь сыграло свою роль. Лисёнок оставил цветы на небольшом снежном холмике, и пошёл на этот шум. А вокруг, в лесу, таял снег, ярко светило солнце. Лисёнок зажмурил глазки, так ярко слепило солнышко и чуть не упал в ручей.
(СЛАЙД №6)
Остановившись на берегу лесного ручья, он понял, что шумела вода в этом ручье. Лёд почти весь растаял, и маленькие льдинки плыли по поверхности ручья. Лисёнок хотел достать льдинку, но боялся замочить лапки.
В: Уважаемые коллеги, мы предлагаем провести первый опыт «Достань льдинку, не замочив рук». Всё необходимое перед вами.
(СЛАЙД №7)
Итак, опустим лёд в воду. Нитку положим на край ёмкости так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Насыпаем немного соли на лёд и ждём 1 минуту. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из ёмкости.
(проводится экспериментальная деятельность)
В: Что произошло? Какой вывод мы можем сделать?
Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 1 минуты соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.
А на экране вы можете увидеть, как этот опыт мы проводили с детьми в группе.
(СЛАЙД №8)
- Молодцы, у всех получилось, а мы продолжим следить за лисенком.
Вдруг Лисенок увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.
(СЛАЙД №9)
Лисенку очень хотелось взглянуть, как поживают рыбки в воде. Но он не умел плавать.
-Давайте проведем с вами вот такой опыт и понаблюдаем за рыбками.
Опыт № 2 «Рыбки».
Всё необходимое для опыта перед вами.
(СЛАЙД №10)
В: Наливаем в стаканчики воду обычную и воду газированную, и опускаем в них фигурки пластилиновых рыбок.
(проводится экспериментальная деятельность)
В: Что произошло?
В: Какой вывод мы можем сделать?
Рыбка из пластилина тяжелее воды, поэтому она опустится на дно ёмкости, где налита обычная вода. Рыбки, опущенные в газированную воду, тоже вначале опускаются на дно, но на них тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что рыбки всплывут. Но на поверхности пузырьки снова лопнут, и газ улетит. Отяжелевшие рыбки вновь опустятся на дно. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
В: на экране вы можете увидеть, как этот опыт мы проводили с детьми в группе.
(СЛАЙД №11)
В: Возвращаемся к нашей сказке.
Лисёнок заметил, что небольшой заливчик у ручья не растаял. И маленькие рыбки не могли освободится из-подо льда, чтобы вместе с другими рыбками порадоваться весеннему солнышку.
В: Как помочь Лисёнку растопить лёд, и освободить рыбок, мы узнаем, проведя с вами третий опыт. Всё необходимое находится перед вами.
(СЛАЙД №12)
(проводится экспериментальная деятельность)
В: На тарелке нарисуем маркерами небольшие фигурки рыбок. Постепенно наливаем тёплую воду в тарелку, с помощью пипеток.
В: Что происходит? Рыбки поднимаются на поверхность воды.
В: Какой вывод мы можем сделать?
Масло (плотность масла, входящее в состав красителя маркера, легче чем вода, и из-за этого поднимается на поверхность. Молодцы!
На экране вы можете увидеть, как этот опыт проводили мы с детьми.
(СЛАЙД №13)
В: возвращаемся к нашему Лисёнку и его путешествию.
Полюбовавшись на рыбок, Лисёнок хотел вернуться домой коротким путём, через поле.
(СЛАЙД №14)
Но вдруг пошёл дождь, такой весенний и холодный. Лисёнок заметил, что снега на поле становилось все меньше и меньше. «А откуда появился дождь?», удивился Лисёнок.
В: Уважаемые коллеги, все мы знаем про круговорот воды в природе. В прошлом году с детьми в группе мы изучали эту тему, используя очередной игровой персонаж «Капельку». Рассказывали детям, про круговорот воды в природе, про то, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Объясняли, что, когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, получаются лужи…. и всё начинается сначала.
В: Мы предлагаем провести опыт, который очень интересен детям «Облачка и дождик». Всё необходимое находится перед вами.
(СЛАЙД №15)
(проводится экспериментальная деятельность)
В: наливаем воду в стакан, с помощью косметической пены создаём «облако». Набираем пипеткой подкрашенную воду и капаем на поверхность облачка. Какой вывод делаем?
Вода просочилась сквозь пену и опустилась на дно за счет большей плотности.
В: на экране, вы можете увидеть как с удовольствием и увлечением проводится опыт в группе.
(СЛАЙД №16)
В: А мы заканчиваем наше путешествие с Лисёнком.
Лисёнок добрался до своей норы, но посмотрев на цветы, которые он хотел подарить своей маме, увидел, что они завяли.
(СЛАЙД №17)
Очень расстроился наш маленький путешественник. Но мама, поставив цветы в вазу, сказала, что скоро букет «оживёт».
В: Как помочь Лисёнку оживить цветы? Всё необходимое находится перед вами.
(СЛАЙД №18)
(проводится экспериментальная деятельность)
В: какой вывод можно сделать? Вода меняет свойства бумаги – бумага становиться тяжелее, и из-за этого «цветы распускаются». На экране вы можете видеть, как этот опыт проводился с детьми в группе.
(СЛАЙД №19)
Вечером Лисёнок всей семье рассказал про своё путешествие по весеннему лесу. Родители порадовались такому бесстрашию своего ребёнка, но впредь, сказали так не поступать, ведь такие путешествие таят в себе не только новые открытия, но и опасности.
(СЛАЙД №20)
В: Уважаемые коллеги, сейчас я продемонстрировала, с вашей помощью, как, используя сказочный сюжет, можно разнообразить процесс опытно-экспериментальной и поисково - исследовательской деятельности у детей.
В: Выразите своё отношение к тому, что вы делали:
1— тремя существительными (мастер-класс, игра, эксперимент)
2 — тремя прилагательными (интересное, увлекательное, познавательное)
3 — тремя глаголами (играли, экспериментировали, слушали)
Выскажите своё мнение, для вас всё, что мы сейчас делали, это приемлемые формы работы с детьми? (ответы)
Это только малая часть всех форм, которые можно применять в своей работе по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Я благодарю вас за прекрасную работу, а своё выступление я хотела бы закончить словами:
Жизнь воспитателя сложна,
Но труд его все ж благодатен
И каждый день той встречею приятен,
Когда искрятся детские глаза!