Татьяна Данилина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Нетрадиционные пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ; формирование речевых навыков у детей посредство использования нетрадиционных пальчиковых игр.
Задачи:
-раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики;
- определить сущность взаимосвязи пальчиковых игр с речевым развитием детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Нетрадиционные пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые массажные мячики, бельевые прищепки, грецкие орехи, зубная щетка, щетка-утюжок, клубки ниток,катушки с нитками, круглая массажная расческа, коврик «Травка», воздушные шары,мягкие бигуди, шнурки с узелками.
Мастер-класс :
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.
Вы конечно же знаете что игра с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколений в поколения, т. к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ Иммануил Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова Марии Монтессори.
Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть тем лучше ребёнок говорит.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками : мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Учитывая возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном учреждении.
Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;
Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые можно использовать в работе с детьми:
Давайте с вами поиграем
Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней :
Игра с мячиками:
Для этого мы используем массажные колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику) :
Пальчиковая игра «Ёжик» (с колючим мячиком Су- Джок)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
- «Ёжики». Разминочные упражнения с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту. Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук.
Игра с крышками
Пальчиковая игра «Башмачки» :
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.
Игра с бельевыми прищепками «Уточки и гуси» :
Берутся не тугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого).
На каждый ударный слог меняйте пальчик.
5-- – 4 –-- 3 ---– 2 Наши уточки с утра
2 –-- 3 –-- 4 – ---5 Кря - кря – кря – кря!
Другая рука:
5--- – 4--- – 3 ---– 2 Наши гуси у пруда
2 ---– 3 ---– 4---5 Га – га – га – га! В совместной деятельности возможно варьирование упражнений и повторение их в различных ситуациях, в результате чего можно заметить большой интерес у детей к выполнению многих игр и упражнений.
«Котенок кусается» Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог (от указательного пальца к мизинцу и обратно). После 1-го двустишия – смена рук. 2 3 4 5 Кусается сильно котенок-глупыш, 5 4 3 2
Он думает: это не палец, а мышь (смена рук) 2 3 4 5 Но я же играю с тобою, малыш, 5 4 3 2 А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!».
Игра с узелками
«Забавные узелки» (веревка с узелками). Берем шнурки разной расцветки, завязываем на них 4-8 узелков. Ребенок пальцами перебирает узелки, называет членов своей семьи. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья.
Игра с массажным ковриком «Травка» Берем квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Кладем его перед собой, и обе руки делают на нем движения соответственно тексту. На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки. И катались по траве, От хвоста до головы Долго зайцы так скакали, Но напрыгались, устали. Мимо змеи проползали, «С добрым утром!» - им сказали. Стала гладить и ласкать. Всех зайчат зайчиха-мать. Прыгаем всеми пальцами по коврику. Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев. «Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик. Ладони по очереди ползут как змеи. Ладони поочередно гладят коврик.
Игра в бирюльки (сделаны из дерева). На каждый ударный слог берется «бирюлька». Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.
Ира с решеткой для раковины, подставкой под горячее. «Зоопарк» Берем решетку для раковины, кладем её на стол. Ребенок ходит указательными пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно. В зоопарке мы ходили, К каждой клетке проходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят.
Игры с горохом и фасолью. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод, и так набирает целую горсть. После двустишия - смена рук, каждая горошина берется на ударный слог. Можно заменить горох желтыми и зелеными пульками для детских пистолетов. С блюдца я беру горошки, Словно птица клювом крошки. И полны мои ладошки – Руки держат все горошки.
Игры с клубками- моталочками Берем клубок и начинаем мотать в руке в рифму стихотворению.
Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка, Эта птичка свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – злой орлан, Птички, птички по домам.
«Катушка ниток». Катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток. Намотаю ниток много На клубочек я друзья. Чтобы бабушка связала шарфик теплый для меня.
Игры с орехами «Орешки». Берем грецкие орехи и катаем между ладонями (по кругу). Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех.
Игры с щеткам. Растираем зубной щеткой или маленькой щеткой для одежды сначала подушечку пальчика, затем медленно опускается к его основанию.
Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики – удальчики.
Игра с массажной расческой «Щеточки». Даем ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник!
Игры с резинками «Резиночки».
Используем резиночки для денег, одеваем на руки и играем по типу «гармошки». На гармошке я играю Целый день, целый день. На гармошечке играть Мне не лень, мне не лень.
«Эспандер кистевой». Ребенок в руке эспандер кистевой (мячик резиновый, грушу от пульверизатора или любой другой предмет, который сопротивляется при сжатии). Сжатие – на ударные слоги. Сжать кольцо поможет нам Сила с волей пополам. Станут пальчики сильнее, А головушка умнее.
Игра с воздушными шарами «Волшебные шары». Берем воздушные шары, наполненные мелкой солью, и нажимаем пальцами обеих рук на шар на каждый ударный слог. Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки. И легонько их сжимает – Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо, Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает.
Игры со спичками, счетными палочками Собираем спички (счетные палочки) одними и теми же пальцами рук : двумя указательными, двумя средними – до мизинцев (подушечками). На каждую стихотворную строчку – по одному движению (взятию спички). Клюва длиннее Не видел я, Чем клювы у аиста И журавля.
Игра с мягкими бигудями. Можно использовать как массажер, катая их между ладошками. Бигуди в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непрерывно каждый пальчик, Быть послушным научу.
Рефлексия
О нетрадиционных пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Такие пальчиковые игры – хорошие помощники не только для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, а для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря нетрадиционным пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.