Получи документы

Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей

Наталья Николаевна Шульгина
Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей. Воспитатель Шульгина Н. Н

В соответствии с ФГОС ДО, познавательное развитие–это одна из пяти образовательных областей программы дошкольного образования, которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Публикация «Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей» размещена в разделах

Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Задача взрослого - поддерживать интерес ребёнка!

Как писал К. Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»

Понятие «игровые технологии» включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В работе с детьми третьего года жизни использую игровые технологии, направленные на развитие восприятия – это игровая ситуация “Что катится?” - дети при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?”. Такими фигурками были сначала шарик, а затем кубик. Вместе с детьми сделали вывод, что острые углы мешают катиться кубику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Для закрепления знаний предложила детям нарисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые технологии направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, используя игровые приемы.

Была организована игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” – предлагаю малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек) "такой же”, как у него.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Найди пару», «Закрой окошки», «Найди такую же» и другие.

Для решения задач математического развития детей использую элементы следующих игровых технологий.

Логические блоки Дьенеша–это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером и использую чаще всего три цвета (красный, желтый, синий) и четыре формы (круг, квадрат, по две характеристики величины (большой и маленький). Занятия «обыгрываю» в сказочной форме: мы не просто разбиваем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. Для начала предлагаю самые простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру:

1) При игре в «Цепочку» не просто собираем последовательность блоков, а делаем «бусы» для куклы или выстраиваем «мостики» через речку.

2) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, треугольными, маленькими и т. д.

3) «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.

4) «Найди такой же». Показываю один блок и предлагаю найти такой же по цвету (форме). Затем – «не такой же».

5) Перед детьми выкладывала три детали и предлагала считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза,я убирала одну из фигур. Произносила считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» просилаоткрыть глаза затемспрашивала «Какую «конфетку» съел Мишка?»

Для этих игр использую как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых используются все фигуры комплекта.

Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения детей : сравнение, анализ, классификация, обобщение, а также творческие способности.

Палочки Кюизенера– это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать.

В начале использовала его как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки. Детям нравится выстраивать палочками (дорожки, поезд, заборчик, дом и др. Затем стала предлагать детям выкладывать дорожку или заборчик, обращая внимание на цвет, а затем на размер и цвет одновременно (строить одинаковые по высоте и цвету заборы).

Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных разных размеров (высоты) и разного цвета. Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Дети испытывают затруднения в понятии высокий, низкий,и используют слова большой, маленький. Помогаю сделать вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета.

Я считаю, что такая технология, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети с удовольствием их используют и в самостоятельной деятельности. Но в целях безопасности необходимо убрать мелкие детали.

Мнемотехника (от греч. mnm — память иtchn — искусство, мастерство)

совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной

информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения,

внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с

полноценным развитием речи.

Задачи :

I. Познавательные :

Формировать и систематизировать знания детей о предметном

мире через освоения приемов работы с моделями.

Освоить в практической деятельности умение работать по

алгоритму.

II. Развивающие :

Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов

запоминания (кодирования) информации.

Развивать умение анализировать, оперировать символами,

развивать внимание, воображение.

Расширять и обогащать словарный запас детей.

Совершенствовать монологическую речь: умение связно,

последовательно излагать содержание усвоенной информации

составлять логические высказывания, доказывать правильность

своего ответа.

III. Воспитательные:

Воспитывать навыки самостоятельности.

Воспитывать умение работать индивидуально и в группе,

сотрудничать друг с другом.

Структура мнемотехники (мнемоквадраты-таблицы-дорожки)

Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.

Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков расположенных линейно;

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем (мнемотаблиц) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы на однокоренные слова

Мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам

Описательные рассказы

Автоматизация звуков

Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по

автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в

рифмованной форме.

Для автоматизации звуков на этапе работы с небольшими стихотворениями можно использовать заранее нарисованные мнемотаблицы. Для этого

подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков.

В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

В дальнейшей работе необходимо усложнять задания по вышеперечисленным игровым технологиям согласно возрасту детей.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников Слайд 1 «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников» Цель: познакомить педагогов с этапами.

Игры по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детейИгры по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей Развитие познавательных и творческих способностей имеет особое значение для всестороннего развития ребенка. Важно не только, каким и знаниями.

Использование игровых методов и приемов в художественно-эстетическом развитии детей Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают.

Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация для родителей «Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей у детей раннего возраста» МБОУ "Металлплощадская СОШ", дошкольные группы, детский сад "Изумрудный город", д. Сухово. Воспитатель: Трусова Елена Сергеевна. Цели:.

Консультация «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» Работая с воспитанниками, приходишь к пониманию того, что путём простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать.

Наличие систем развития познавательных и творческих способностей детей Согласую свою профессиональную деятельность с основными направлениями деятельности ДОУ и, учитывая специфику развития и воспитания младшего.

Конспект ООД «Использование игровых технологий по развитию математических способностей у детей» в старшей группе» 1. Игра: «Здравствуй, дружок!» - У вас хорошее настроение? А я немного волнуюсь, так же, как и вы. На этот случай у меня есть два волшебных.

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников. Проект «Мы творим прекрасное» Проект на тему: «Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников).

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей
Опубликовано: 12 мая 2018 в 20:14
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Шульгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД