Елена Багно
Использование игровых технологий в развитии познавательный и творческих способностей детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы
Использование игровых технологий
в развитии познавательный и творческих способностей
детей 2-3 лет»
Подготовила:
Багно Елена Николаевна,
воспитатель
Уважаемые коллеги, на семинаре «Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей 2-3 лет» хочу поделиться с вами опытом применения игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. «От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» - говорил Л. А. Венгер.
Публикация «Использование игровых технологий в развитии познавательный и творческих способностей детей 2–3 лет» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО, познавательное развитие –это одна из пяти образовательных областей программы дошкольного образования, которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
В последние годы в отечественной и зарубежной науке возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной деятельности детей первых трёх лет жизни. Наиболее актуальным стала проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий.
В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!
Понятие «игровые технологии» включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сначала игровые технологии использовала как отдельные игровые моменты – это «Бабушкины блины» (бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам). Они очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.
Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. По формированию элементарных математических
представлений существует много дидактических игр. Все эти задания нужно делать, играя. Главное, чтобы во время проведения занятий детям было весело и интересно.
Особое внимание уделяю насыщенности развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления. Так, были приобретены различные современные развивающие игры : логические пирамидки «Цветные столбики», математический планшет, развивающие игры Воскобовича «Двухцветный квадрат», «Кораблик Плюх-Плюх», рамки-вкладыши «Логоформочки»; пособия М. Монтессори: рамки с застежками из серии «Одевай-ка», коробочка с выдвижным ящичком, геометрические тела; развивающий материал «Удивлй-ка» из серии «Дружим с блоками Дьенеша», комплекты «Блоки Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера»; а также приобретены тактильно-развивающая панель «Разноцветное домино», паровозик с фигурами в деревянном ящике, различные виды шнуровок, мозаики и пр.
В работе с детьми использую дидактические игры с народными игрушками — вкладышами (матрешки, кубы, пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учета величины).
Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Поэтому выше перечисленные игры включаю в образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
При проведении занятий использую стихи, пословицы с математическим содержанием (Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять, в домик спрятались опять).Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например:
Мы делили апельсин
Много нас, а он (один).
В работе с детьми третьего года жизни использую игровые технологии, направленные на развитие восприятия – это игровая ситуация “Что катится?” - дети при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?”. Такими фигурками были сначала шарик, а затем кубик. Вместе с детьми сделали вывод, что острые углы мешают катиться кубику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Для закрепления знаний предложила детям нарисовать квадрат и круг (закрепляются знания).
Игровые технологии направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, используя игровые приемы.
Была организована игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” – предлагаю малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек "такой же”, как у него.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Найди пару», «Закрой окошки», «Найди такую же» и другие.
Для решения задач математического развития детей использую элементы следующих игровых технологий.
1. Логические блоки Дьенеша –это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером и использую чаще всего три цвета (красный, желтый, синий) и четыре формы (круг, квадрат, по две характеристики величины (большой и маленький). Занятия «обыгрываю» в сказочной форме: мы не просто разбиваем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. Для начала предлагаю самые простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру:
1) При игре в «Цепочку» не просто собираем последовательность блоков, а делаем «бусы» для куклы или выстраиваем «мостики» через речку.
2) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, треугольными, маленькими и т. д.
3) «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.
4) «Найди такой же». Показываю один блок и предлагаю найти такой же по цвету (форме). Затем – «не такой же».
5) Перед детьми выкладывала три детали и предлагала считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза, я убирала одну из фигур. Произносила считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» просила открыть глаза затем спрашивала «Какую «конфетку» съел Мишка?»
Для этих игр использую как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых используются все фигуры комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использую «Волшебный мешочек» : в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь большой (или маленький) шарик, кубик.
Большое познавательное значение имеет создание из блоков домиков, машинок, дорожек, и т. п. У набора Lego есть свои преимущества, но сделать домик из обычных блоков Lego малышам не под силу, а домик из блоков Дьенеша из квадрата и треугольника получается за пару секунд.
Игровые упражнения с развивающим материал «Удивляй-ка» - это начальная ступень к играм с логическими блоками Дьенеша. Детей привлекает яркое пособие и занимательные задания «Знакомство с кругом», «Дай мишке такой же круг», «Бусы для кукол» и др., которые способствуют развитию памяти, внимания, количественных и геометрических представлений, творческих способностей.
Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности: на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации, рисовании помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании помогают ориентироваться в пространстве.
В результате к концу учебного года дети должны будут самостоятельно выделять, и называть цвет, форму, размер предметов, группировать и соотносить их по выделенным свойствам, свободно уметь выделить в предмете 3-4 признака.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения детей : сравнение, анализ, классификация, обобщение, а также творческие способности.
2. Палочки Кюизенера – это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать.
В начале использовала его как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки. Детям нравится выстраивать палочками (дорожки, поезд, заборчик, дом и др. Затем стала предлагать детям выкладывать дорожку или заборчик, обращая внимание на цвет, а затем на размер и цвет одновременно (строить одинаковые по высоте и цвету заборы).
Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных разных размеров (высоты) и разного цвета. Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Дети испытывают затруднения в понятии высокий, низкий, и используют слова большой, маленький. Помогаю сделать вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета.
Я считаю, что такая технология, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети с удовольствием их используют и в самостоятельной деятельности. Но в целях безопасности необходимо убрать мелкие детали.
3. Игровая технология В. В. Воскобовича.
Кораблик «Плюх-Плюх». Играя корабликом «Плюх-Плюх», на матче корабля дети прикрепляют определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине. А также в ходе игровых действий дети знакомятся с капитаном Гусем и матросом Лягушкой. Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая: знакомит малыша с различными цветами, формирует математические навыки, прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет. А так как яркие флажки имеют шероховатую поверхность, то в процессе игры у ребенка развивается не только мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения.
Двухцветный квадрат Воскобовича. Его можно сравнить с оригами и использовать с 2-х летнего возраста только 2-х цветный квадрат. Основные цвета квадрата: красный, желтый, синий и зеленый, и он легко трансформируется. Сначала дети самостоятельно рассматривали квадрат, находили и показывали пальчиком названный цвет, позже по показу стали создавать простейшие плоские фигуры: домик, конфетку, дорожку, крышу и т. д.
Таким образом, малыши незаметно для себя развивают сенсорные способности, а именно узнают и запоминают цвет и форму, совершенствуется речь, мышление, внимание, память, воображение; тренирует мелкую моторику рук. Игры с пособиями В. Воскобовича несут в себе развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей, мышление и воображение, а также вызывают у детей множество положительных эмоций и удивления.
("Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу (ткань) с двух сторон. Благодаря своей конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.)
4. Игры с пособиями М. Монтессори.
Игровые упражнения математического содержания по методике М. Монтессори помогают развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.
Поиск игрушки в крупе «Найди предмет», рисование на крупе, геометрические пазлы: квадрат, круг и треугольник; мешочек с геометрическими телами, шнуровки способствуют развитию мелкой моторики, концентрации внимания, воображения.
Упражнение с коробочкой с выдвижным ящиком является элементом развития ребенка по системе Монтессори. Действие игрушки по воздействию на маленького ребенка можно сравнить с фокусом. Захватывает внимание и вызывает заинтересованность у детей, а также оказывает качественный обучающий эффект с долговременным закреплением новых навыков и знаний ( яркие основные цвета: желтый, зеленый, красный и синий; дает представление и понятие о предмете «шар», «шарик»).
Ребёнок испытывает интерес к вкладыванию предметов в ёмкости и отверстия на протяжении всего раннего детства – это необходимо для развития координации "глаз – рука". Ребёнок понимает, что исчезнувший из поля зрения предмет не пропадает насовсем. Поиск шарика, опущенного в отверстие, побуждает ребенка выдвигать ящик, совершенствуя движения и развивая умение действовать двумя руками одновременно. Полезно, когда ребёнок пользуется разными руками,развивается зрительно-моторная координация, умение действовать двумя руками и понимания постоянства объектов.
5. Информационные компьютерные технологии. Современные игровые технологии тесно переплетаются с технологиями проблемного обучения, предлагающими такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.
Одним из наиболее актуальных направлений в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования: мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Возможности использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания.
Я считаю, использование игровых технологий с детьми 2-3 лет позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций.
В дальнейшей работе необходимо усложнять задания по вышеперечисленным игровым технологиям согласно возрасту детей.