Получи документы

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Говорящий мир эмоций»

Елена Новикова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Говорящий мир эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день уважаемые коллеги! Внимательно рассмотрите аудиторию, коллег сидящих рядом. Сейчас вы примите участие в игровом упражнении «5 секунд».

1. Распределитесь на группы (работа с залом) :

• по наличию часов на руках;

• по цвету брюк и юбок;

• по цвету глаз;

• по цвету волос.

Приподнимите пожалуйста руку, кто из вас не смог найти себе подгруппу или хотя бы пару? Почему? И если у кого-то из вас, тёмноволосых, в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных» : у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Но мы находимся в этом зале, значит мы - одна команда! И сейчас мы с вами это докажем!

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Говорящий мир эмоций“» размещена в разделах

2. Упражнение «Мы – команда!»

Постройте, используя ваши руки и руки коллег, следующие фигуры (используя султанчики для вершин фигур) :

• квадрат ;

• треугольник ;

• круг;

• птичий косяк ;

3. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до…».

— Дотроньтесь до желтого (шершавого, круглого, бумажного.)

Посмотрите сколько общего у вас друг с другом, а с другой стороны, какие мы все разные и индивидуальные!

Итак, уважаемые коллеги, с помощью этих упражнений нам удалось : преодолеть тревожность, сплотиться и раскрепоститься. Именно игры такой направленности мы используем в работе с вновь прибывшими детьми.

Продолжить общение мне бы хотелось с древнего высказывания :

(сл. 2)

- Нельзя вернуть четыре вещи в жизни: камень, если он брошен; слово, если оно сказано; случай, если он упущен; время, которое вышло…»

Это высказывание как нельзя лучше говорит о теме нашей встречи.

Как вы думаете, о чём может говорить фраза «нельзя вернуть случай, если он упущен»? А что означает «нельзя вернуть время, которое вышло»? Относительно чего (кого) может выйти время и почему?. А если расшифровать эту фразу относительно ребёнка-дошкольника, то что может быть упущено и какое может выйти время.

Я приглашаю двух помощников подняться на сцену.

4. Работа в парах:

Задание №1

Вопрос: «Определите, какие нарушения со стороны эмоционально волевой сферы происходят у «особенного» ребёнка?

Выберите из имеющихся характеристик верные:

Со стороны эмоционально-волевой сферы наблюдаются :

-повышенная возбудимость,

-раздражительность или общая заторможенность,

-двигательное беспокойство,

-неусидчивость,

-замкнутость,

-негативизм,

-неуверенность в себе,

-обидчивость,

-плаксивость,

-многократная смена настроения,

-речь детей маловыразительна

Со стороны эмоционально-экспрессивной сферы :(от лат. expressio выражение, процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма)

-используется выборочная и фрагментарная лексика,

-трудности в общении с окружающими,

-трудности в налаживании контактов.

Итак, мы подошли к проблеме:

В нашем детском саду, на протяжении 10 лет действует группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Педагоги работают с детьми, имеющими различные речевые расстройства. По многолетним наблюдениям было замечено, что у некоторых детей с нарушениями речи часто неправильно функционируют не только речевые, но и психические процессы, которые препятствуют формированию личностных качеств дошкольников: не умение преодолевать тревожность, неуверенность в себе, замкнутость, негативизм и т. п. То есть на первый план выходят расстройства психологического характера, а нарушение речи - вторичны. Именно эти дети требуют особого внимания и подхода к воспитанию. Сегодня мы будем использовать по отношению к ним определение – особые дети.

А сейчас обратимся к нашим работающим парам и попросим их озвучить задание! Какие же нарушения со стороны эмоционально волевой сферы у особенного ребёнка вы определили? (ответы)

-Со стороны эмоционально-экспрессивной сферы (ответы (сл. 3).

Я думаю, что некоторые из вас, услышали психологический портрет некоторых детей, которые всё чаще появляются в группах общеразвивающей направленности.

Однако, большинство родителей делают вид, что не замечают эти проблемы у своих детей, оттягивают поход к детскому психологу и психоневрологу, тем самым «упускают и время и случай» .

Именно поэтому я - учитель-логопед и педагог-психолог ДОО поставили перед собой цель: создать условия для полноценного развития личности ребенка, сохранения и укрепления его физического, психического и нравственного здоровья с помощью развития эмоциональных средств общения.

Поэтому тема моего мастер-класса : «Говорящий мир эмоций»(сл. 4)

(сл. 5) :

Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуальные особенности детей, характерные только для его типа, а также их компенсаторные возможности; затем - чётко сформулировать объективное заключение и далее - наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.

Указанные выше упражнения способствовали развитию умения лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; созданию позитивного эмоционального единства группы, что немаловажно в начале коррекционной работы с подгруппой детей и благотворно сказывается на развитии индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

(слайд6) :

А сейчас обратите внимание на наш девиз: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений…»

Это значит, что не существует сложных речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы психологические нарушения.

Задание №2

Изобразите движения в соответствии с текстом, выражая своё эмоциональное состояние :

1 команде:

Сбил, сколотил –

вот колесо.

Сел да поехал.

Ах, хорошо!

Оглянулся назад –

одни спицы лежат.

2 команде:

Жил-был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

Эмоциональная сфера- важная составляющая в развитии дошкольников, т. к. никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Эмоциональная лексика является адекватным средством выражения чувств и переживаний.

Таким образом, в работе педагога-психолога и учителя – логопеда над развитием эмоционально-волевой сферы ребёнка с нарушениями речи обнаруживаются определённые точки соприкосновения.

Работа с залом

А как вы думаете с помощью чего ещё можно достичь положительного результата для достижения нашей цели? (ответы).

Я предлогаю вам ещё один вариант.

Вопросы залу:(сл. 7)

Для этого, нам нужно поразмышлять и прийти к общему мнению:

-это действие можно использовать многократно (передвигаться, здороваться…);

-в нем могут принимать участие не только 1 человек, но и группа людей (игра, общение)

-его можно использовать на протяжении всех режимных моментов, по ходу НОД;

-это действие совершается самостоятельно или под чьим-либо руководством, сидя или лёжа (чтение книги, слушание музыки)

-это действие совершают с умытым лицом (наносить маску);

- его применяют для стимуляции кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализации мышечного тонуса ;

(Это массаж) (сл. 8)

Массаж позволяет снять:

-повышенную возбудимость,

-раздражительность или общую заторможенность,

-двигательное беспокойство, что приводит к снятию эмоциональной напряжённости мышц лица и общего состояния ребёнка.

Существует ещё один метод, способствующий развитию эмоционально-волевой сферы - кинезиология.

(сл. 9) :

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Педагоги Деннисоны разработали систему быстрых, простых, движений, приносящих пользу каждому обучающемуся.

Как справедливо заметил Мишель де Монтель «…мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

Сейчас я задам вопросы залу о человеке, тесно связанному с этим методом (сл. 10) :

-эта женщина имела хорошее образование и ум, данный ей самой природой (перечисление имён);

-её профиль изображали на монетах с крупными глазами, волнистыми волосами, носом с горбинкой и выступающим подбородком ;

- она правила Египтом 21 год (Клеопатра-сл. 11)

Секрет её красоты, молодости и великого ума заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения и поддерживала свой мозг в активном состоянии.

В своей работе мы опираемся на упражнения А. Л. Сиротюк "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Ухо-нос" и т. д. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему «интеллект-тело» и приводят её в готовность к обучению.

(сл. 12) :

Упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» и «Мягкие лапки, на лапках -царапки» призваны создать гармонию эмоций и процессов мышления, помогают воспринимать новую информацию.

-Игра «Чудесный мешочек» :

- Определите на ощупь, что это такое? (зеркало). Для чего нужны зеркала? А если я поднесу к нему любой предмет, то предмет отразится в зеркале и мы увидим его 2-ую половину.

Упражнение «Зеркальное рисование» :

-рисование двумя руками одновременно; при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет корректировать отклонения в развитии речи детей (сл. 13)

По итогам работы ребёнок становится эмоционально-отзывчивым человеком!

-Что вы понимаете под выражением «Эмоционально-отзывчивый»?

Это человек, который: (сл. 14)

-откликается на эмоции близких друзей и людей;

-сопереживает персонажам сказок, рассказов;

-эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мира природы;

-способен словесно выразить свои чувства, описать ситуацию;

-может выразительно прочитать стихотворение или пересказать роль.

Таким образом, согласованность действий учителя- логопеда и педагога-психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи.

Итог :

- Коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов для развития речи детей посредствам развития эмоциональных средств общения.

В завершении мастер – класса я предлагаю вам медитацию (сл. 15) (муз. сопровождение) :

Найдите своё сердце, прижмите обе руки к груди, прислушайтесь как оно стучит. Улыбнитесь и подарите друг другу немного света и тепла своего сердца.

Затем, мысленно положите на левую руку свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили сегодня нового. Одновременно хлопнем в ладоши! Для того, чтобы частицы ваших знаний разлетелись по залу и соединились в одной копилке мудрых мыслей, которые вы используете на благо общего дела-воспитание подрастающего поколения (сл. 16)

Публикации по теме:

Мастер класс для педагогов Цель: Знакомство педагогов с пластилинографией, как методом развития творческих способностей старших дошкольников. Задачи: - познакомить.

Мастер класс для педагогов. Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами для педагогов Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать –.

Мастер-класс для педагогов «Оригами» КОНСПЕКТ Мастер-класса для педагогов «Страна Оригами» Материалы: готовые изделия, выполненные в технике Оригами, салфетки столовые, квадратики.

Мастер-класс для педагогов по изготовлению макета по ПДДМастер-класс для педагогов по изготовлению макета по ПДД Изготовление макета у меня заняло совсем немного времени и не требовало больших затрат. Поместился он у нас на верхней полке для игрушек.

Мастер-класс для педагогов по созданию мультфильма Мастер – класс для педагогов. Цель: Освоение и последующее активное применение технологии создания мультфильма в практической деятельности.

Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов. Тема: Повышение экологической компетенции педагогов. Програмное содержание: Расширять и систематизировать экологические знания педагогов.

Мастер-класс для педагогов «Поделки к 9 Мая» Цель: развитие творческих способностей у педагогов. Задачи: - развивать умение создавать объемные работы из бумажных салфеток; - воспитывать.

Мастер-класс НОД по психологическому общению на тему: «Волшебная страна эмоций» (для воспитанников 5–7 лет) Мастер - класс НОД по психологическому общению на тему: «Волшебная страна эмоций» (для воспитанников 5 – 7 лет) Цель: Закрепить знания.

Мастер-класс. Уголок эмоций «Моё настроение»Мастер-класс. Уголок эмоций «Моё настроение» Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию наш уголок эмоций - "Моё настроение!" Для создания уголка нам понадобилось: 1. Потолочная.

Значение эмоций (консультация для педагогов) С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира: люди, предметы, события. Взрослые, прежде всего родители, не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Говорящий мир эмоций»
Опубликовано: 10 ноября 2015 в 23:32
+203Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Говорящий мир эмоций»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Новикова (УИ 389094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 112.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД