Елена Дунаева
Значение эмоций (консультация для педагогов)
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней жизни ребё нок сталкивается с многообразием окружающего мира: люди, предметы, события. Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают своё отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Результатом такой познавательной деятельности является наблюдаемое уже в раннем детстве выраженное, субъективное, избирательное отношение ребёнка к предметам, которые находятся вокруг него. Малыш чётко выделяет из окружающей среды прежде всего близких ему людей. Он начинает искать мать, плачет, если её нет рядом. Постепенно меняется отношение ребёнка к другим объектам. В раннем и дошкольном возрасте у детей появляются особо любимые игрушки, книги, посуда, одежда; отдельные слова, движения. Следовательно, одновременно со знакомством с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребё нок получает некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот, метятся как отвергаемые. Основную роль в развитии чувств ребёнка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и овладевает социальными нормами и правилами поведения. Так, например, встречаясь с незнакомым взрослым человеком, ребёнок предварительно его исследует, испытывает. Он присматривается к незнакомому человеку, следит за его поведением, выясняет, какую ответную реакцию можно от него ожидать. В зависимости от эмоционального впечатления малыш затем либо пытается вовлечь это лицо в совместную беседу или игру, либо отказывается с ним общаться. Дошкольники в ряде случаев нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам не потому, что не знают эти правила или не хотят их выполнять, а потому, что они не ориентируются на этих сверстников, не обращают внимания на их состояние, на их нужды и интересы. В таких случаях требуется особая воспитательная работа, чтобы переориентировать ребёнка, привлечь его внимание к тому, что происходит с их товарищами, вызвать сочувствие к ним и вместе с тем побудить выполнить определённые обязанности. Мотивы и эмоции тесно связаны между собой и их проявления часто трудно отличить друг от друга. Однако это не даё т основания для их отождествления: при одних и тех же потребностях, в зависимости от обстоятельств, могут возникать совершенно различные эмоции, и, наоборот, при разных потребностях подчас возникают сходные эмоциональные переживания. Таким образом, эмоции- это своеобразные психические процессы, возникающие в ходе удовлетворения потребностей и регулирующие поведение в соответствии с имеющимися у субъекта мотивами. Существенное значение для эмоционального развития детской личности имеет деятельность не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально предвосхитить отдалённые последствия своих поступков. Ребёнок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей и для него самого. Отношение детей к предложенному заданию меняется, и эффективность его выполнения значительно возрастает, когда с помощью образных и наглядных пособий, например, картин, взрослый пробуждает у ребёнка эмоциональное воображение. Оно позволяет не только представить, но и прочувствовать, как плохо и неуютно малышу в неубранной комнате и без игрушек и как ему будет радостно и хорошо, когда работа, связанная с уборкой помещения будет доведена до конца. В этом случае эмоции придают мотивам действенный характер. Для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребёнок приобрёл соответствующий эмоциональный опыт. При определённой организации социально значимая деятельность способна принести ребёнку то эмоциональное удовлетворение, которое может перерасти его первоначальные побуждения.
Публикация «Значение эмоций (консультация для педагогов)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки