Наталья Галицина
Мастер класс для педагогов.
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами для педагогов
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Подготовила и провела: воспитатель МБДОУ № 18 «Алёнушка»
Галицина Наталья Николаевна
Цель мастер-класса : Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой, магнитом.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
Публикация «Мастер класс для педагогов,» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Ход мастер-класса
Воспитатель: Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. (И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир). Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез и др., стимулирует познавательную активность.
Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к поиску причин,способов действий, проявлению творчества.
В процессе детского экспериментирования дошкольники учатся:
1. видеть и выделять проблему;
2. принимать и ставить цель;
3. решать проблему;
4. анализировать объект или явление;
5. выделять существенные признаки и связи;
6. сопоставлять различные факты;
7. выдвигать гипотезы, предположения;
8. отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
9. осуществлять эксперимент;
10. делать выводы;
11. фиксировать этапы действий и результаты графически.
Рассмотрим структуру игры – экспериментирования:
· Постановка, формулирование проблемы;
· Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;
· Проверка гипотез;
· Подведение итогов, вывод;
· Фиксация результатов;
· Вопросы детей
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Наверное, многие сталкиваются с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить смогли сами ребята, добавив в молоко сироп, варенье и сделав замечательные напитки.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных исследователей можно бесконечно. Главное, чтобы интерес к экспериментальной деятельности со временем не угас. Быть может, в недалёком будущем «на пыльных тропинках далёких планет» останутся следы наших ребят - любознаек и почемучек.
В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Дети очень любят играть, поэтому я решила все опыты показать в виде игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - игра.
И сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Воспитатель: (Звучит музыка «Цирк», воспитатели переодеваются в клоунов) Внимание! Внимание! Только сегодня на арене нашего цирка выступят клоуны-фокусники.
Зал, ахнув, замирает, зачарован…
Там, на арене фокусник-клоун.
Он, наверное, с другой планеты,
Раз творит такие чудеса.
Никому не говорит секреты,
Он, как настоящий чародей.
Рядом с ним никто не знает скуки,
Так как у него полно идей.
Опыт № 1: «Танцующая виноградинка»
Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Опыт № 2 «Сухой из воды»
Определить, что воздух занимает место.
Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой. Взрослый предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды, возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду,
не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Взрослый предлагает определить,
намокла ли салфетка (не намокла, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.
Опыт № 3
Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Воспитатель: Воздух давит на картон и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутом стакане.
Воспитатель: Зрителям так понравилось представление, что в благодарность они подарили артистам цветы. Но у них были закрыты бутоны и клоуны решили помочь распуститься цветам.
Опыт № 4
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Воспитатель: Скоро наступит весна, распустятся цветы и на них появятся вот такие красивые бабочки.
Опыт № 5
Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному. Он может увидеть что-то новое, и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Спасибо вам большое за участие.