Елена Алещенко
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Друдлы как средство развитии речи и креативности у дошкольников с нарушениями речи»
▼ Скачать +Заказ
В условиях современного общества развитие связной речи – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования. Формирование речи у дошкольников является важной задачей, решение которой необходимо для подготовки детей к предстоящему обучению в школе и комфортному общению с окружающими в целом.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Федеральной образовательной программы включают в себе следующие социально-личностные характеристики ребёнка (направление воспитания - социальное) :
• владеющий основами речевой культуры;
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Друдлы как средство развитии речи и креативности у дошкольников с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: творчество, воображение, фантазия, коммуникативные способности (умение вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность воспитанника активно действовать в мире и др.
Однако, чистую, грамотную, образную, богатую синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста, на сегодняшний день мы слышим всё реже и реже. Дошкольники с нарушениями речи отстают в развитии наглядно-образного мышления, испытывают трудности в овладении анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии, что замедляет их процесс развития, в том числе и творческого, креативного. Поэтому современный педагог, опираясь на базовые формы и методы работы, постоянно находится в поиске новых подходов, инновационных технологий, вариативных форм, методов и приёмов развития (речи) детей дошкольного возраста.
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности для дошкольника. Эффективным средством в развитии связной речи и креативности может стать игра в (ДРУДЛЫ, главная цель которой – умение видеть необычное в обычном и уметь рассказывать об этом.
ДРУДЛЫ – чёрно-белая картинка, графическая головоломка, которую можно интерпретировать как угодно, широкое распространение получила в США в 1953г., благодаря книге комедийного писателя Роджера Прайса «Droodles».
Английское слово «droodle» составлено из комбинаций слов: «doodle» - каракули, «drawing» - рисунок и «riddle» (загадка). Изначально друдлы носили исключительно развлекательный характер : так в советской телепередаче «Будильник» в 1965-1966гг был персонаж «профессор ДРУДЛ», который показывал зрителям одноимённые головоломки, а также их публиковали в газетах с целью повышения интереса читателя к изданию. Однако, постепенно данная техника распространилась в разные сферы нашей жизни, в том числе, и в образование.
Друдлы – это картинки с изображением разных форм, иногда кажущимися довольно абстрактными. Чем больше вариантов разных образов вы увидели в одной карточке, тем лучше. В этой технологии нет правильных и неправильных ответов, играющий может увидеть в картинке всё что угодно, но обязательно будет опираться на уже имеющийся у него опыт. Чем больше образов в одной картинке играющий смог увидеть, тем больше у него развито творческое мышление, воображение. Стоит отметить, что друдлы развивают речь ребёнка во время игры, повышают мыслительную деятельность, стимулируют пространственное мышление, познавательную активность детей. Эта игра интересна дошкольникам тем, что она даёт неограниченное пространство для полёта фантазии, воображения и творчества детей.
Знакомство с этой технологией, игрой целесообразно начинать с 4, 5 – 5 лет. Играть в друдлы можно в подгруппах, парами и индивидуально. Использование технологии следует принципу «от простого к сложному» (Этот принцип относится и к самим друдлам, к их наполняемости, количеству элементов). Освоение технологией можно условно разделить на 3 этапа.
Первый этап. Знакомство с игрой.
Простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Для работы с детьми целесообразно использовать заранее заготовленные карточки-друдлы (один друдл – одна карточка) : так ребёнок не будет отвлекаться на другие рисунки и сможет легко поворачивать картинку, чтобы разглядеть её с разных ракурсов. Также немаловажно то, что друдлы желательно рисовать черным карандашом (фломастером) на белой бумаге, т. к. именно белый фон более благоприятен для развития воображения и фантазии. На данном этапе технологию используют как часть занятия, постепенно переходя на более сложный уровень.
На этапе знакомства с друдлами могут быть использованы следующие варианты игр: «На что это похоже?» (можно интерпретировать под любую лексическую тему, например: «Что за зверь?», «Что за фрукт?», «На какой овощ похоже?» и т. д.); «Придумай название друдлу»; «Чего здесь не хватает?»; «Какого цвета это может быть?»; «Что бы ты тут дорисовал?» и т. д. Как только дети достаточно хорошо начинают осваивать подобные задания, т. е. видят в одной карточке несколько объектов ( например: круг – это солнце, смайлик, голова животного, фрукт, овощ и т. д., можно перейти к усложнениям («Назови предмет, на который похож друдл и которого нет (есть) в этой комнате»).
На самом деле для каждого друдла можно придумать не менее 20-30 различных толкований. Когда дети играют в подгруппах, они должны подобрать как можно больше версий, описания каждой подгруппы не должны повторяться. В результате, дети отвечают, проговаривают слова, а их ответы, предположения и высказывания с каждым разом становятся всё более развёрнутыми и креативными, дети обладают значительным запасом слов (пассивный словарь переходит в активный, активно используют простые предложения («Я вижу солнце») и начинают появляться сложноподчинённые конструкции («Мне кажется, что это лиса»).
После того, как дети научаться видеть в недорисованной фигуре какой-либо предмет, переходим к следующему этапу.
Второй этап. Дорисуй, превращай, объясняй.
На втором этапе, на первых парах, дорисовывать «недостающие» детали друдла может педагог «под диктовку ребёнка», а затем дополнительные детали рисует сам ребёнок, предварительно обговорив с взрослым тип линий или дополнительную геометрическую фигуру. После того, как друдл «закончен» (дорисован или превращён в какой-то предмет) обязательно следует объяснение и обсуждение: «Что это такое?», «Почему ты решил, что эта картинка (друдл) похожа именно на этот предмет?» и т. д. При необходимости картинку можно перевернуть хоть «вверх ногами» и фантазийные высказывания ребёнка продолжатся. Так или иначе происходит ненавязчивое общение. Подобные игры способствуют развитию речевого планирования у детей: сначала продумывают и рассказывают о том, что они намереваются дорисовать, а потом обсуждают то, что получилось.
Далее переходим на более сложному, творческому этапу.
Третий этап. Придумай сам.
На данном этапе ребёнку предлагается самостоятельно нарисовать друдл, придумать ему название. Так в игре «Придумай и нарисуй друдл» ребёнок рисует свой друдл, придумывает ему название и никому не озвучивает его. Ребёнок отдает друдл взрослому (если игра проходит в подгруппе - ребятам, предлагает описать его и после заслушивания всех возможных вариантов озвучивается авторская версия. Если игра проходит в парах, то дети также придумывают свой друдл, затем происходит обмен и на рисунках партнёра своим карандашом дорисовываются линии так, чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями «оригинала». Теперь снова происходит обмен друдлами (рисунками, ребята рассматривают свои дорисованные друдлы и обмениваются версиями: чем их больше и чем они необычнее, тем лучше. Это позволяет развивать у ребят не только воображение, но и умение вести диалог. В результате происходит общение на тему, которая интересна обоим детям. Отличное занятие не только для того, чтобы развлечься, но и для того, чтобы подумать. Игра в парах также способствует развитию партнёрских отношений и доброжелательности.
Когда дети осваивают правила игры с одним друдлом, увеличивается их количество. Задания становятся сложнее:
• «Соедини несколько друдлов» (придумываем ассоциативные ряды);
• «Определи, что зашифровано»;
• «Составь рассказ, сказку» и т. д.
Таким образом, с помощью друдлов можно расширять словарный запас, тренировать воображение, мелкую моторику, развивать умение вести диалог, заставлять работать оба полушария, получать эмоциональный эффект. Речевые навыки поднимаются на новый уровень, на смену ситуативным предложениям постепенно приходит развитая речь. Дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Высказывания детей напоминают короткий рассказ, что свидетельствует об успехах в овладении монологической речью.