Виолетта Аксенова
Проект «Деревья — наши друзья» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Деревья – наши друзья»
Вид проекта: творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители воспитанников
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие
Актуальность:
Дошкольное детство- важный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень. Если создается интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Хотя деревья «живут» рядом с нами постоянно, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы. Возникает вопрос: «А нужны ли деревья?»
Цель проекта:
Вовлечь детей в познавательную и практическую деятельность по изучению и бережному отношению ко всему растительному миру, в особенности к деревьям.
Задачи:
дети:
1) Поддерживать у детей интерес к познанию природы родного края. Развивать умение сравнивать и делать выводы на основе собственных наблюдений.
2) Развивать познавательную активность дошкольников, мышление, коммуникативные навыки.
3) Совершенствовать изобразительные навыки дошкольников.
4) Воспитывать бережное отношение к миру живой природы.
родители:
1) Приобщать детей личным примером к бережному отношению и заботе о живой природе.
2) Учиться любить, охранять и беречь родную природу, соблюдать правила безопасного поведения в лесу.
Материальное обеспечение:
1) Загадки, приметы, пословицы, поговорки о деревьях;
2) Плакаты с изображением деревьев, их частей, плодов;
3) Дидактические игры;
4) Цв. картон, цв. бумага, клей, кисточки, ватные палочки, белая гуашь.
Предполагаемый результат:
1) У детей будут сформированы устойчивые представления о деревьях родного края.
2) Повысится познавательный интерес к растительному миру.
3) Развиваются творческие способности детей через продуктивные виды деятельности;
Продукты продуктивной деятельности:
1) изготовление аппликации «Береза»;
2) изготовление рисунка «Яблоня в цвету»;
3) изготовление пластилинографии «Весенний лес»
Этапы реализации проекта
Этапы: Содержание:
Подготовительный 1) Сбор наглядного и методического материала по теме проекта;
2) Подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;
3) Обсуждение проекта (цели и задачи, совместная деятельность и предполагаемый результат)
Основной Совместная деятельность педагога и детей:
1) Чтение примет, пословиц и поговорок о деревьях;
2) Отгадывание загадок о деревьях;
3) Беседы с детьми «Для чего нужны деревья», «Хвойные деревья», «Чудо-дерево береза»;
4) Изготовление аппликации «Береза»;
5) Изготовление рисунков «Яблоня в цвету»;
6) Наблюдение в группе за саженцами дубов;
7) Изготовление пластилинографии «Весенний лес»
Самостоятельная деятельность детей:
1) Д/игра «Разложи листочки по размеру»;
2) Д/игра «Собери целое» (разрезные картинки);
3) Д/игра «От какой ветки детки»;
4) Д/игра «Угадай по описанию»;
Совместная деятельность детей и родителей:
1) Высаживание на площадке детского сада саженцев дубов
Заключительный 1) Оформление выставки детских творческих работ по аппликации «Береза», пластилинографии «Весенний лес» и рисованию «Яблоня в цвету»
Заключение:
Данный проект помог взрослым и детям расширить представления о деревьях, их качествах и свойствах. А так же познакомить с характерными особенностями деревьев в разное время года; распознавать деревья по кроне, листьям, плодам, стволу; изучить этапы жизни дерева от прорастания семени до того момента, когда оно умрет естественной смертью или его срубят. Проект воспитывает бережное отношение к деревьям и живой природе.
Приложение к проекту
Беседа «Хвойные деревья»
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам поговорить об интересных, полезных и очень красивых деревьях. Отгадайте загадку о них: «Зимой и летом одним цветом». Почему так говорят? А что вы знаете об этих деревьях? (Ответы детей).
Воспитатель: Листьев нет на ней, есть хвоя.
И зимой, и в летнем зное.
Весела и зелена,
Шишек длинненьких полна!
Ели — стройные деревья- с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Ель — это не только красивое, но и очень нужное и важное для зверей и птиц дерево. Давайте посмотрим на картинки и скажем, кому и зачем нужна ель. (Раскладывает перед детьми изображения.)
Медведь под елью делает берлогу и спит в ней до весны. Заяц прячется за елью от лисы и волка. Сова, сидя ночью на ели, высматривает добычу. Белка собирает еловые шишки. Часто под елью можно увидеть мышей, потому что они собирают выпавшие из шишек зерна. А еще зимой ель кормит своими шишками клестов. Вот как важна ель для животных! И для человека важны хвойные деревья. В хвойном лесу дышится очень легко. Из ели делают бумагу, пленку, картон и еще много полезных вещей. А сейчас я предлагаю вам загадку: Вот так дерево! Иголки
Подлиннее, чем у елки!
Но на елочку похоже —
Зелено все время тоже.
Шишки круглые торчат —
Вот забава для ребят!
О каком дереве эта загадка? Правильно, о сосне. Сосна в отличие от ели — растение светолюбивое. В сосновом лесу очень светло. Ветки у сосны растут только на макушке. Различаются и шишки. Давайте сравним. (Дети сравнивают еловые и сосновые шишки).
Воспитатель: Лес, где много сосен, называется сосновым бором. Что нужно для роста растения? (Показывает изображения.) Солнце дает растениям свет и тепло. Им также нужна влага, которую дает вода. Снег укрывает растения в морозы. Ветер переносит пыльцу с одного дерева на другое. Сосна дружит с растениями, которые любят свет — черникой, брусникой. На сосне любят шелушить шишки клесты, а глухари зимой питаются хвоинками сосны. Белки предпочитают делать дупло на сосне, а дятлы уничтожают вредных для дерева жуков-короедов. Любит сосну и лось, он питается хвоей сосны и корой молодых деревьев в трудную зимнюю пору. Муравьи строят из сосновых иголок свои домики — муравейники. Сосновый воздух очень полезен людям, особенно для дыхания. Именно поэтому многие санатории и больницы строят в сосновых борах. Сосна — это корабельное дерево: издавна лодки и корабли строили из сосновых бревен, потому что древесина сосны — легкий, но очень крепкий материал. (Показывает изображение.) И сейчас сосну используют при строительстве некоторых деталей современных судов. Также из сосны строят дома, делают мебель. Еще одно очень интересное хвойное дерево — кедровая сосна, или кедр. Это дерево очень распространено в Сибири. Кедр — это очень нужное и очень красивое дерево. Плоды кедра прячутся в маленьких шишках. А разносят эти плоды животные и птицы. Посмотрите на картинку и скажите, что здесь изображено (Ответы детей).
Воспитатель: Почему все эти предметы собраны вместе? Все эти вещи и предметы изготавливают из древесины, ореха, хвои кедра. Из древесины кедра делают музыкальные инструменты, украшают фасады домов, в старину наши деды изготавливали сундуки, в которых моль никогда не заводилась, посуду, в которой молоко никогда не портилось. Из кедровых орехов делают масло, из хвои кедра лекарства. Вот сколько пользы приносит всем людям кедр! Есть еще интересное дерево — пихта. Оно имеет длинные иголки и ароматный запах. Но иголки у пихты совсем не колются. Хвоя пихты очень мягкая. Многие люди делают из веток пихты веники и парятся ими в бане. Давайте посмотрим на шишку пихты. Сравним ее с другими шишками. Пихта, как и другие деревья, приносит большую пользу людям и животным. Как вы думаете, какую? (Дети рассматривают картинки)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам познакомиться еще с одним хвойным деревом — лиственницей. Лиственница — это удивительное дерево: оно очень похоже на другие хвойные деревья, но осенью иголки у лиственницы опадают, а весной вырастают новые. Древесина лиственницы очень прочная, она используется в строительстве. А теперь выберите любую картинку и расскажите, чем вам запомнилось это дерево. (Дети рассказывают).
Беседа «Для чего нужны деревья»
- Ребята, подумайте, какую пользу приносит лес?
Ответы детей.
- Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями - устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют "зелеными легкими" планеты!
Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина - тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.
Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес - хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву - верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли. Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.
- А как вы думаете, что еще дают нам леса?
- Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами.
В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.
О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.
Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки - веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.
- А чем полезна людям красавица - сосна?
Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.
- Какое дерево мы забыли?
Ну, конечно, нашу любимицу - березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты - верхнего слоя коры березы - крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.
Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок - сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.
- Послушайте стихотворение:
Березовый сок.
На березе поутру
Дятел продолбил кору.
Льется на песок
Золотистый сок,
А лесной народ
Сок душистый пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка уселась ниже -
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех береза напоила,
Сладким соком оделила!
Очень красивое и полезное дерево - тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.
- А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.
Лес - "зеленые легкие" нашей планеты:
- хранитель вод, защитник водоемов;
- защитник почвы;
- источник древесины;
- источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;
- дом для растений, животных, грибов;
- место, где человек может отдохнуть.
- Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?
(ответы детей)
-Ребята, так какую пользу приносят леса?
(ответы детей)
Беседа «Чудо-дерево береза»
Берёза – стройное, белоствольное дерево с гибкими, свисающими, тонкими ветвями. Листва у берёзы ярко-зелёная, блестящая. Каждый год весной берёза цветёт. Её мелкие цветки собраны в серёжки. Летом в серёжках созревают мелкие плоды. Осень они рассеиваются ветром. Берёза любит свет. В берёзовом лесу светло, потому, что тонкие ветви деревьев легко просвечивают солнечные лучи. Ранней весной у берёз от корней к почкам движется сладкий приятный сок. Из него получается вкусный напиток. Но березовый сок можно не только пить. Сок придает лицу свежий здоровый вид. Как полезна и нужна всем нам красавица берёза! Всё в ней – неприметная почка, листья, древесина – с давних времён служит на пользу человеку. Даже вредный для берёзы гриб-чага используют для приготовления лекарств. В марте у берёзы начинают набухать почки. В это время их можно использовать для лечения некоторых болезней. Особенно хорошо отвар берёзовых почек помогает при ожогах. Для этих же лечебных целей служат и листья берёзы.
Поговорки
• Дерево держится корнями, а человек делами
• Дерево стремится вверх, плод – вниз
• Держись за дубок, он в землю глубок
• Прямое дерево ветра не боится
• Осина без ветра падает
• Где сосна взросла, там она и красна
• В лиловом корыте далеко не уплывешь
• Волков боятся в лес не ходить
• Криво дерево да яблоки сладки
• Лесом шел, а дрова не нашёл
• Слепое яблоко само с дерева валится
• В народе говорят: “ Если мы входим в лес с топором, то деревья плачут”
Пословицы
Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади.
Лес богатство и краса, береги свои леса.
Ум-это дерево, а характер плоды.
Дерево удерживают корни, а человека друг.
Птице силу дают крылья, а дереву корни
Ухаживай за деревом с душой, она отблагодарит плодами.
Прыгая с ветки на ветку, умным не станешь.
Не хочешь холоду, полюбишь лес смолоду
В лес не съездишь, так и на печке замёрзнешь.
Враг природы тот кто, леса не бережёт.
Приметы
• Если на ветках дерева в середине лета появляются жёлтые листья или ранний
листопад, то зима будет ранняя.
• Если вороны и галки садятся на верхушке дерева – к морозу, если на нижние ветки
- к ветру.
• Когда цветёт черёмуха, всегда оживает холод.
• Особенно холодно, когда дуб развернется.
• Соловей защелкал, значит, берёза лист пустила.
• Дуб перед ясенем лист пустит - сухому лету.
• Если кора на берёзах и других деревьях во множестве потрескалась – это к сухой и
хорошей погоде.
• Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев, домов – к холодному лету.
• Из берёзы печет много сока – к дождливому лету.
• Если пчёлы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся.
• Если лист с дерева не чисто надает, но частично остаётся на ветках, будет холодная
зима и знойное лето. Поздний листопад – на тяжёлый год.
• Осиновые листья ложатся на землю “лицом” вверх – к студеной зиме, изнанкой к
верху – зима будет тёплая, если наполовину изнанкой, наполовину “лицом” – зима
ожидается умеренная.
• Пока лист с вишен не спал, сколько бы снега ни выпало, оттепель его сгонит.
• Неурожай на шишки ели, сосны и кедра – к мягкой зиме.
• Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету.
• Берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, ольха перед берёзой –
мокрое.
Загадки
Летом одевается, зимой раздевается. (Лиственница)
Много рук, а нога одна. (Дерево)
Ножками кушает, руками растёт. (Дерево)
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Растут - зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют. (Листья)
Нам в дождь и в зной поможет друг, зелёный и хороший - протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево)
Когда лето оно – оно одето, а зима настала - и нет покрывала. (Дерево)
Его весной и летом, мы видели одетым, а осенью с бедняжки, сорвали все рубашки, но зимние метели в меха одели. (Дерево)
Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили:
В ушанке заячьей зимой, а летом с бритой головой. (Пень)
Закутан ребёнок в семь тонких пеленок,
И спит без постели в мороз и метели. (Почка)
Где зимою на кусточке, есть листочки и цветочки? (Почки)
Висят на ветке золотые монетки. (Листья)