Анастасия Пинчук
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по детскому экспериментированию «В гостях у Архимеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по детскому экспериментированию
«В гостях у Архимеда»
(может проводиться в старшей группе детского сада)
- Давным-давно, когда вас ещё не было на свете, не было и ваших родителей, и даже ваших бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. А вы знаете, кто он такой? (жил в древнем мире, в Греции, математик, ученый, он делал опыты, много знал)
- Этот человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей… а вам хотелось бы побывать в гостях у Архимеда?
Публикация «Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по детскому экспериментированию „В гостях у Архимеда“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Влетает воздушный шар, в нем записка
- Архимед прислал нам приглашение. Давайте прочитаем его послание…открывает письмо, а там чистый лист. Чем же написано письмо? Как нам его прочитать? как невидимое сделать видимым? Это, наверное, секретные чернила? как вы думаете?
- Вот мы и разгадали секретное послание от Архимеда! Чернила – молоко, при нагревании оно вскипает и темнеет. Читаем письмо: «чтобы попасть в страну Архимеда, вам нужно разгадать секрет яйца-попрыгунчика». Для этого проведем опыт.
• Опыт. На столе две пустые пол-литровые банки, одна 2-х литровая. На блюдце рядом – 2 сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водой.
В первую банку налить воды и опустить яйцо, оно утонет. Во вторую банку налить воды и растворить две ложки соли – яйцо будет плавать на поверхности. В 2-х литровую банку перелить воду из первой банки, потом из второй – яйцо будет плавать посередине. Если чередовать воду, то яйцо будет то тонуть, то всплывать.
- А теперь отгадайте секрет яйца попрыгунчика. (в соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде)
- Молодцы. Посмотрите, а яйцо у нас не простое, оно тоже с секретом! Незаметно меняем сырое яйцо на яйцо «киндер-сюрприза». Достаем из него бумажный цветок лотоса, с закрученными внутрь лепестками. На лепестках что-то написано, но сложно прочитать. Что же делать? Как нам развернуть листочки?
• Опыт. Опускают лотос в таз с водой. Бумага намокает, становится тяжелой, и лепестки «распускаются»
- Вот что написано: вас поведет вперед звезда! А вы видите где-нибудь звезды? И я никакой звезды не вижу! Где же нам её искать? Ведь в древнем мире звезды всегда указывали путь путешественникам и морякам. А может, её нужно сделать самим? Посмотрите на предметы на столе. На столе в нескольких тарелочках разложены по 5 надломленных под прямым углом спичек или зубочисток. Из чего можно сделать звезду? Правильно, из спичек! Если капнуть несколько капель воды на изгибы спичек, они выпрямятся и образуют звезду. Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться – выпрямляются.
- Секреты Архимеда мы разгадали, путеводную звезду сделали, чего же нам не хватает для путешествия? Корабля! А из чего строят корабли? Почему они не тонут? Давайте проверим какие предметы тонут в воде, а какие не тонут.
• Опыт. В сосуд с водой, по очереди опускаются разные предметы. Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одинаково ли держатся на воде? А если на предмет который плавает, положить предмет, который тонет, что произойдет? Вывод: вода выталкивает более легкие предметы.
- Ещё очень важно, чтобы внутри предмета, например, корабля, было много воздуха. Он легкий и удерживает большой корабль на воде.
- А теперь представим, что мы путешествуем на корабле. И чтобы наше путешествие было веселым и праздничным я предлагаю украсить наш кораблик воздушными шариками. Чтобы их надуть предлагаю провести ещё один опыт.
• Опыт. 1 чайная ложка соды, сок лимона, 3 стол. ложки уксуса, возд. шарик, изолента. Воспитатель наливает воду в бутылку и растворяет в воде соду. В отдельной посуде смешивает сок лимона и уксус. Через воронку наливает в бутылку. Быстро надевает шарик на горлышко и закрепляет изолентой. Вывод: сода, сок лимона, уксус выделяют углекислый газ, который создает давление и надувает шарик.
- И в заключение, так как Архимед очень любил математику, мы с вами тоже посчитаем и помножим, также необычным способом.
• Опыт. Кладем 2 апельсина. спрашиваем сколько? Кладем апельсины перед зеркалом. Спрашиваем сколько? Два зеркала ставим под углом 90 градусов. В угол кладем апельсин. Сколько? Уменьшая угол между зеркалами, число апельсинов увеличивается.
-Вы конечно же догадались в чем тут дело, и как это происходит.
Мы надеемся, что вам понравилось наше небольшое развлечение. Мы желаем вам удачи в каждом деле и хотим подарить мудрую китайскую пословицу:
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, помню.
То, что я сделал, я знаю!
Спасибо, за внимание!