Ирина Панина
Мастер-класс для педагогов «Чудеса экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс для педагогов
«Чудеса экспериментирования»
Цель
мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.
Задачи:
• показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
• вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с разными свойствами предметов;
• развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Чудеса экспериментирования“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Раздаточный материал:
• молоко, пищевые красители, моющее средство, ватные палочки;
• бумажные цветы и листочки, карандаши;
• пластиковые прозрачные контейнеры с водой, пена для бритья, пипетки;
• апельсин, шарики.
Ход:
- Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?». И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства.
(На столе стоит сундучок)
- Что же здесь стоит? (сундучок) Что же лежит в этом сундучке?
Давайте подойдем поближе и ласково обратимся к нему:
«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (воспитатель открывает)
(звучит музыка из сказки)
-Здесь живет сказка!
-Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.
-А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка:
Девочка смешная
Шкода, Мишку достаёт
Только он ей всё прощает,
От досады чуть не ревёт.
-Вы узнали героя этой сказки?
-Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь»
(Показ куклы Маши из сундучка, звучит музыка из мультфильма)
-Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Маша отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, что неподалеку течет молочная река, в кисельных берегах. Она подошла поближе и увидела, что река была сказочно - разноцветной. Давайте вместе с Машей полюбуемся этой волшебной красотой. Именно такое сказочное молочное озерцо можно создать прямо в тарелке.
Тогда подходите к столу.
Опыт № 1.
-Перед вами тарелка с молоком, добавьте несколько капель красителя, окуните волшебные палочки в волшебный эликсир. Теперь прикоснитесь волшебной палочкой в цветные капельки.
-Чудо произошло, молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваются.
-Давайте попробуем объяснить, почему это происходит? (моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. А красители делают чудо красочнее)
- Маша увидела в этом озере красивые цветы.
На пруду большой цветок
С желтой сердцевинкой.
На воде растет, цветет
Белая кувшинка.
-Ей было очень интересно. Она стала их разглядывать. О, чудо! Цветы раскрыли свои лепестки!
-Давайте же и мы с вами понаблюдаем за этим явлением.
Опыт №2.
-Перед вами цветы бумажные с длинными лепестками. Возьмем карандаш и закрутим лепестки к серединке. А теперь опустим их на воду. (Можно опустить и зеленые листики). Через минутку мы увидим, как кувшинка раскрывается.
-Давайте объясним, почему это происходит? (бумага намокает, становится тяжелее)
Маша полюбовалась, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!
-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?
Опыт № 3
«Дождевые облака»
-В банке на 2/3 налита вода. Выдавим пену прямо на поверхность воды, чтобы она была похожа на кучевые облака. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду.
-Что мы видим? (Цветная вода пройдет сквозь облака и продолжит свое путешествие)
-Какой вывод можно сделать? (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю)
- Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маша решила возвратиться домой. Дома ее ждал Миша. Он угостил Машу апельсинами. Маша с удовольствием жевала апельсин и играла воздушным шариком. Но вот беда, шарик лопнул. Почему же это случилось?
-Давайте вместе с Машей в этом разберемся.
Опыт №4.
Возьмем кусочек цедры апельсина или лимона и выдавим капельку сока прямо на шарик. Шарик лопнул. Почему это произошло?
(В апельсине есть вещество- лимонен. Оно растворяет резину и шарик лопается)
Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.
Мы чудесно погуляли
Много нового узнали
Но прощаться нам
С Машей и Мишей пора
Скажем им,
До свидания, друзья!
Я думаю, что такое экспериментирование вызывает у детей восторг и море положительных эмоций!
Спасибо за внимание.