Наталья Бонько
Мастер-класс для педагогов «Инновационная технология «Карты Проппа» в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс для педагогов
Тема : Инновационная технология «Карты Проппа» в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Воспитатель: Бонько Наталья Анатольевна МАОУ ООШ №30
Высшая категория
Тема : Использование карт Проппа в речевом развитие детей дошкольного возраста
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Инновационная технология „Карты Проппа“ в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель мероприятия: Повышение профессиональных компетенций педагогов дошкольного возраста посредством использования «карт Проппа» в речевом развитии детей.
Задачи: 1. Обогатить опыт практической деятельностью, направленный на применение инновационной технологии в развитие речевого творчества детей.
2. Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода В. Я. Проппа при моделировании собственных сказочных историй. 3. Вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приёмов работы с картами В. Я. Проппа
Ход мастер- класса
Добрый день уважаемые коллеги! Перед тем, как начать мастер- класс, попрошу ответить на один вопрос, какая по вашему мнению, самая актуальная проблема у воспитателей ДОУ на сегодняшний день? Почему?
Да современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяют компьютер, телефон, телевидении, и эта тенденция постоянно растёт, поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Чем богаче речь и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Исходя из этого, я в своей работе использую различные инновационные технологии направленные на речевое развитие дошкольников. С одной из них я вас сегодня познакомлю: карты Проппа в речевом развитии детей.
Что такое карты Проппа и как с ними работат?. Всем нам известно, что для развития связной речи большое значение имеет сказка. Они наиболее интересны для детей дошкольного возраста., Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велик, что позволяют развивать связную речь детей с различными уровнями речевого и интеллектуального развития.
Владимир Яковлевич Проппа, занимаясь изучением сказок, отметил, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действий их персонажей, которые он назвал «функциями».
Проппа разделил сказку на наборы, состоящий из 28 карточек.
Одна карта –это определённое событие сказки. Поэтому карты Проппа –это своего рода сказочный конструктор. А из событий, как из кирпичиков складывается задания сказки. Все они присутствуют в русской народной сказки. Большинство из них располагаются в парах, например, запрету всегда противопоставляется его нарушение, борьбе- победа, а вслед за преследованием в обязательном порядке идёт счастливое спасение.
Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа работа делится на несколько этапов:
На первом этапе познакомить детей с жанром литературного произведения – сказкой. Затем знакомят со структурой сказки (зачин, основная часть, концовка)
Зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад. Его цель- подготовить аудиторию к слушанию сказки.
Основная часть – развитие действий
Концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность)
Далее необходимо подготовить карточки Проппа.
На втором этапе играли в подготовительные игры, которые помогли освоить карты.
«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея именно Кощеем Бессмертным.
«Хороший-плохой» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любых героев. Например, Емеля, его отрицательные качества – он ленивый, положительные- добрый и отзывчивый.
«Что в дороге пригодится» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок (скатерть- самобранка, клубочек, яблоко, волшебная палочка, иголка)
Третий этап знакомство детей с обозначениями карт Проппа (чтение сказки и сопровождение её выкладыванием карт) Для начала я использовала 4-6 карт, поэтому сначала стоит подбирать небольшие сказки.
Сейчас на примере сказки «Кот, петух и лиса» я продемонстрирую Вам работу с картами Проппа. (рассказываю)
На четвёртом этапе дети пересказывают сказку, опираясь на карты Проппа.
На пятом этапе предложить детям сочинить собственную сказку, опираясь на карты Проппа.
Ну, а сейчас уважаемые коллеги я предлагаю вам сочинить сказку с помощью карт Проппа. Количество карт 8 шт Одна карта – это один ход. Который переходит от подгруппы к подгруппе. Таким образом каждая подгруппа трижды примет участие в сочинение сказки. И у нас получится коллективное творчество.
А я буду записывать сказку.
Практическая часть.
Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в развитии познавательного интереса дошкольника
, также стимулируют развитие внимания, фантазии, творческого воображения, активизирует связную речь, обогащает словарь, способствует повышению поисковой активности.
Спасибо за внимание!