Лариса Кантеева
Карты Проппа «Сказочный конструктор»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным
ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
он их усвоит на лету» (К. Д. Ушинский)
Развитие связной речи детей является одним из направлений работы педагога. Обучение творческому рассказыванию –важная составляющая этой деятельности. В процессе работы над творческим рассказыванием дети овладевают сложными формами связной речи. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте.
Публикация «Карты Проппа „Сказочный конструктор“» размещена в разделах
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:
• Ребёнок выступает не в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является создателем оригинальных литературных произведений;
• Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации и продуктивнее применять ее при сочинении сказок;
• Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя и у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление;
• Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь;
Методика фольклориста В. Я. Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.
Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, В. Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку.
Карты Проппа – это такие карточки, на которых изображен условный (карикатурный) рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.
Сказочных ситуаций или функций
1. Жили-были. Введение в сказочное пространство. Этой фразой начинаются почти все сказки.
2. Запрет – наказ герою («не отворяй двери», не пей водицы»).
3. Нарушение запрета – герои сказок не слушаются и нарушают запреты (открывают двери, пьют из лужи и прочее).
4. Вредительство – намеренное или по незнанию (конь пшеницу ночами топчет; невестки сожгли шкуру лягушачью; сорвали яблочко молодильное в саду).
5. Отъезд героя - чаще всего это происходит, когда герой нарушает запрет (парень отправляется на поиски девушки, отец увозит дочь в лес по приказу мачехи).
6. Задача - особое обстоятельство («задумали братья жениться», «уехали родители и наказали Аленушке следить за Иванушкой», «солнце зашло за тучи». Точнее, что-то случилось, что поменяло привычный ход вещей.
7. Встреча с дарителем, помощником – появление друга-помощника (Серый волк, коровка Буренка, фея). Появление такого друга помогает решить проблемы героя – найти, указать дорогу.
8. Волшебные дары или волшебное средство - появление волшебного предмета (ковер-самолет, сапоги-скороходы, чудодейственные яблоки). С помощью них герой достигает цели, возвращается к жизни.
9. Появление героя – героя произведения или героя спасителя («вдруг, откуда то летит маленький комарик…»; сделал папа Карлу куклу, слепил дед с бабкой Снегурочку).
10. Вредитель или антигерой – появление антигероя или вредителя.
11. Борьба – схватка между героями и антигероем (врагом).
12. Победа – достижение победы (враг погибает, злые чары рушатся, герой побеждает в состязании) – враг повержен.
13. Возвращение домой – с хорошим или плохим настроением. (Принц вернулся домой так и не найдя настоящую принцессу, Емеля пришел с ведрами, которые шли сами).
14. И жили они долго и счастливо – счастливый финал (пир на весь мир или свадьба).
15. Ложный герой – появление ложного героя (тот, кто выдает себя за героя, присваивая его победы себе).
16. Трудные испытания – испытание героя (Баба-Яга просит выполнить задание, за выполнение его одаривает волшебным предметом).
17. Ликвидация беды – спасение от преследования (герой прячется в печку, превращается в дерево, бросает гребень, и за ним вырастает дремучий лес).
18. Узнавание героя – все обнаруживают подмену, изгоняют ложного героя и чествует настоящего.
19. Наказание ложного героя, врага – (заключение в темной, ссылка в далекие края, обязанность ухаживать оставшуюся жизнь, носить шкуру медведя).
20. Свадьба или счастливый конец – счастливый финал (пир на весь мир или свадьба).
Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа, практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов:
На первом этапе происходит знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения – сказкой. Объясняем общую структуру сказки :
• Присказка, зачин (приглашение в сказку); настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель – подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать.
• Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами;
• Концовка сказки как и «присказка» ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности (возвращение слушателя в реальную действительность).
На втором этапе проводятся «Подготовительные игры».
• «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
• «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
• «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре придумывается волшебнуая вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт и т. д.
На третьем этапе происходит знакомство с обозначениями карт Проппа (взрослый читает сказку и сопровождает ее выкладыванием карт). Для начала используется 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.
На четвертом этапе детям предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.
На пятом этапе происходит сочинение собственной сказки, когда ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.
Метод В. Я. Проппа или «методика построения сказочных историй» очень интересна.
Использование карт Проппа способствуют умению ясно, понятно, красиво говорить и это развитие осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – сказке.