Ольга Аристова
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии
«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии»
Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с практическими приемами работы с детьми при обучении грамоте (знакомстве с графическим образом буквы).
Методы: беседы, практическая деятельность, обсуждения, анализ, рефлексия.
Публикация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: игра «Фонарик», игра «Шифровальщик», карточки «Найди и раскрась букву», пазлы «Собери букву», игра «Мемори» («Найди пары букв», поролоновые губки – 6 штук, пластиковые палочки для канапе – 6 штук, игра «Сенсорные коробочки», тактильные карточки «Чудесные мешочки»; одноразовые плоские тарелки, клей ПВА, сыпучие материалы (нарезанный дождик, цветной песок, кусочки ваты, стразы, бисер и т. д., влажные салфетки.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри!
Основываясь на статистических данных, для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. У многих детей уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребёнка так называемой дисграфии.
Проанализировав механизм нарушения оптической дисграфии с разных точек зрения учёных (З. А. Репиной, Р. И. Лалаевой, Архипова Е. Ф.) можно сделать вывод, что в основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность: зрительно-пространственных представлений; зрительного гнозиса; мнезиса; зрительного анализа и синтеза.
Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия, буквы смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв : о-а, и-у, м-л, ш-и, б-д, п-т. В ряде случаев имеет место зеркальное письмо, когда слова буквы, элементы букв пишутся справа налево. Также наблюдается искажённое воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, недописывание элементов букв, лишние элементы букв).
Данные нарушения возникают из - за недоразвития оптических речевых систем в головном мозге, что является предпосылкой к формированию оптической дисграфии у школьников.
Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче будет ему учиться в школе.
Поэтому полагаю возможным и даже необходимым введение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду.
На данном мастер - классе мне бы хотелось поделиться опытом работы с детьми логопедических групп по предупреждению специфических ошибок чтения и письма.
В течение нескольких лет мне приходилось заниматься с группами детей пяти, шести и семилетнего возраста с различной речевой патологией: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с нарушением произношения отдельных звуков. Дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными одинаково живо и с интересом включались в игры с буквами.
Дети, пришедшие в логопедическую группу с диагнозом "тяжелое нарушение речи" и закончившие обучение в ней, в дальнейшем, как правило, легко обучались в общеобразовательных школах.
Главным разделом работы по устранению предпосылок оптической дисграфии в дошкольном возрасте является развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Процесс формирования схемы тела у ребёнка связан с развитием дифференцирующей работы коры головного мозга. Главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира становится активное осязание руками вместе со зрением.
Традиционные логопедические занятия имеют достаточно узкую направленность и в меньшей степени затрагивают базовые предпосылки.
Поэтому наряду с формированием психологической базы речи, зрительного и слухового анализа и синтеза, моторных координаций и оптико – пространственного анализа в совместную деятельность с детьми я ввожу «Гимнастику для мозга», упражнения на межполушарное взаимодействие. Нейроигра помогает развитию способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест "кулак — ребро — ладонь", нейроигра с мячами, рисование (письмо печатных букв) двумя руками).
Вашему вниманию я хочу представить ряд игр и упражнений на развитие зрительно-моторной координации, проприоцептивных ощущений (ощущений собственного тела в пространстве, кинестетических ощущений, психологической базы речи, которые способствуют усвоению графического образа буквы для успешного обучения чтению и письму и профилактики оптической дисграфии. Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду. Материал соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей.
В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.
В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности.
Поэтому прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия "верх", "низ", "право", "лево" (игра «Муха»). Для осуществления этой цели я провожу разные игры на ориентировку в пространстве.
Упражнения для знакомства с графическим образом буквы и формирования умения узнавать печатные буквы в усложнё нных условиях:
- обведи контурные изображения букв, раскрась их.
- обведи буквы по точкам и назови их.
- оорисуй буквы. Назови их.
назвать схематично изображённые на картине предметы и буквы;
назвать предметы и буквы, изображённые пунктиром;
назвать зашумлённые буквы
назвать недорисованные буквы;
назвать буквы, изображённые пунктиром;
назвать недописанные буквы;
назвать наложенные друг на друга буквы;
- назвать необычно расположенные в пространстве буквы;
назвать правильно написанные буквы в ряду правильно и зеркально изображённых.
Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы.
Наряду с традиционными играми и упражнениями использую и нетрадиционные.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!
Игра «Фонарик» Необходимо выделить заданный звук в начале слова и найти букву, обозначающую данный звук. Систематическое выделение звука в словах, придумывание детьми слова на данную букву помогают определить связь звука и буквы. Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.
Игра «Шифровальщик» Необходимо выделить и назвать буквы, написанные на фоне чёрточек, штрихов, линий.
Карточки «Найди и раскрась букву» Необходимо выделить нужные буквы, написанные в разном положении.
Пазлы «Собери букву» необходимо выбрать картинки на заданный звук и выложить их, соединяя подходящие друг другу части, чтобы получилась буква, обозначающая этот звук.
Игра «Мемори» («Найди пары букв») Необходимо запомнить место буквы и найти пары букв по памяти.
«Наколи букву по контуру» (с поролоновой губкой). Это упражнение вызывает особый интерес у детей. Необходимо выколоть букву по контуру с помощью палочки для канапе. Данное упражнение провожу с малой подгруппой детей в целях безопасности. Предварительно обговариваю с детьми правила безопасного обращения с колющими предметами: держать палочку необходимо остриём вниз, не размахивать рукой, в которой находится острый предмет, по окончании работы нужно положить палочку в стаканчик остриём вниз.
«Сенсорные коробочки» (найди букву и найди место букве в чемоданчике). Необходимо найти буквы в коробочках с разными наполнителями (стеклярусом, косточками, фасолью, текстильными пушистыми шариками, гречкой, горохом). Нужно не только найти букву, но и найти ей место в чемодане, соотнося её по размеру, положению в пространстве.
Тактильные карточки «Чудесные мешочки» Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Происходит стимуляция тактильных ощущений, оптико – пространственной координации.
Игра «Живые буквы» Проприоцептивные ощущения дают человеку возможность воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений. Информация, поступающая в мозг, позволяет ему постоянно контролировать позу и точность произвольных движений. Что в свою очередь формирует оптико – пространственные представления для закрепления образа буквы.
Сейчас я предлагаю вам применить арт – технику с различными сыпучими материалами для изготовления буквы : «Моя любимая буква»
Прошу Вас выбрать контурное изображение своей любимой буквы. Нанесите на всю поверхность буквы клей. Пока он не подсох, украсьте букву понравившимся материалом: нарезанным дождиком, цветным песочком, кусочками ваты, стразами, бисером и т. д. Аккуратно стряхните остатки материала в тарелочку, дайте букве обсохнуть.
Данные игры и упражнения направлены на закрепление образа буквы.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть ребёнок от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя.
Литература:
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - Спб., «Речь», 2003.
Лурия Р. И. Очерки психофизиологии письма. - М., Издательство АПН РСФСР, 1950.
Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Под ред. Волковой Л. С. –М., «Владос», 2007.
Парамонова Л. Г. Дисграфия : диагностика, профилактика, коррекция. - Спб., «Детство-пресс», 2006.
Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М., «Российское педагогическое агенство», 1997.
Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок. - М., «Аркти», 2007.
Хомякова С. Е. Коррекция оптической дисграфии : профилактика оптической дисграфии в раннем детстве и в дошкольном возрасте (часть 1) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 135-139. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/49/1759/ (дата обращения : 14.12.2019