Евгения Михашина
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Развитие речи через сенсорные игры и упражнения» в младшей группе
ГБДОУ Детский сад № 10
комбинированного вида
Красногвардейского района
г. Санкт Петербурга
Мастер – класс для воспитателей ДОУ
«Развитие речи через сенсорные игры и упражнения»
Составила и провела: воспитатель младшей группы
Михашина Евгения Алексеевна
22.11.2019
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Мастер-класс для воспитателей ДОУ „Развитие речи через сенсорные игры и упражнения“ в младшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2020
Работая с детьми раннего, младшего и среднего возрастов на протяжении 10 лет, изучая методическую литературу, исследования педагогов, психологов, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей с каждым годом снижается. Прогнозы специалистов тревожные - количество детей с нарушениями речи в ближайшие года будет расти. Плохая дикция, слабый словарный запас, неумение отвечать на вопросы и отсутствие диалоговой речи – это лишь малая часть речевых нарушений. На мой взгляд, эта проблема в наш век технологий, стала особенно актуальна.
Сенсорное развитие детей через игры, упражнения, методики играет одну из главных ролей в речевом развитии дошкольников.
Цель мастер-класса : Поделиться опытом и наработками по использованию сенсорных игр, упражнений для развития речи детей разных возрастов (ранний, младший, средний)
Слайд 2
Причины снижения уровня речевого развития :
-общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук (то, что раньше делали по необходимости, сегодня превращается в пособия и игры - шнурки, пуговицы и бантики, крупы, вязание, вышивание и т. д.);
- родители стараются оградить детей от домашних дел – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали, в результате дети меньше говорят, а больше смотрят, слушают. Сами родители заняты и не общаются с детьми, не играют;
-дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно – дети «не видят» мир во всех красках;
-тревожность родителей, гиперопека - все делают за ребенка, в результате нет мотивации и желания делать что-то самому, слабая моторика, слабый речевой аппарат.
- дефицит двигательной активности в целом, мало гуляют «просто так»;
- родовые травмы, безграмотность родителей в вопросах не только речевого развития детей, но и развития детей в целом;
-ранний и младший дошкольный возраст- это фундамент в развитие речевого аппарат, мелкой моторики и становления речи.
Слайд 3
Сенсорика и сенсорные игры
-cенсорика (от лат. sensus –«восприятие»)
-познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений;
- другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятий, являются результатом их переработки;
- нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие;
-восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа);
-для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения;
-сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира (пять видов сенсорных ощущений)
- сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения:
зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые;
-сенсорные игры имеют большое значение для развития речи детей.
Слайд 4
Задачи использования сенсорных игр, упражнений для развития речи детей :
- создание развивающей среды для речевого и сенсорного развития ;
- формирование и закрепление в речи представлений, о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе (сенсорные эталоны);
- повышение двигательной активности и стимулирование речи с помощью игр, тематических прогулок, досугов;
- создание положительного эмоционального настроя от упражнений, снятие психологического напряжения через развивающую среду и игры;
- приобщение родителей к активным совместным мероприятиям, созданию пособий для развития мелкой моторики, разучивание совместных игр в домашних условиях;
-создание игровых ситуаций в развивающей среде для самостоятельной деятельности детей в ДОУ и дома.
Слайд 5
Методы, формы приемы работы, виды сенсорных игр в соответствии с возрастом детей:
-сенсорные игры и упражнения;
-сенсорное пространство, оборудование (домики, шторки, тоннель, палатки и т. д.)
-световые и звуковые способы развития, создания игровых ситуаций и ассоциаций;
-пособия для развития мелкой моторики, дидактические игры;
-пальчиковые игры и физминутки;
-картотеки игр и упражнений;
-сенсорные коробки, дорожки, мешочки;
- утренняя гимнастика и подвижные игры;
-«умные» прогулки (рисование красками по воде, на снегу; игры с тенями и зеркалами)
- бодрящая и артикуляционная гимнастика после дневного сна;
-закаливающие процедуры;
-игры с водой, песком, крупами;
-музыкальные игры, игры- звуковые подражания;
- прохождение полос с препятствиями;
-игры на дыхание для развития речевого аппарата (речевого выдоха);
-массажи рук, ног, головы, всего тела (мячики-ежики, грецкие орехи, кисточки и др.)
-досуги, праздники в ДОУ с родителями (тематические вечера, кулинарные мастер-классы, радужные дни – день желтого, красного и др. цветов)
-совместные выходные с родителями (театры, парки, дельфинарий, зоопарк и др.)
Демонстрация фото-видеороликов
Помимо опыта работы в группах младшего и среднего возрастов
В нашем детском саду открылся Центр игрового развития (музыкальное развитие, физическое и сенсорно-игровая мастерская). В мастерской я провожу игры на мелкую моторику и сенсорное развитие для детей и мам.
Представляю вашему внимания подборку фото и видео материала о работе со всеми тремя возрастами.
• Игры с сенсорными коробками, пособиями,
• Игры на развитие тактильных ощущений
• Игры с песком и водой
• Игры на развитие вкусовых чувств
• Активное участие родителей в играх, досугах, праздниках
• И т. д.
Коллекция досугов, проводимых с родителями (раздать памятки)
Практическая деятельность с коллегами
-разучивание пальчиковой гимнастики
-игры с пособиями, представленными на столах
-массаж кисточками, игры в командах
Что наша жизнь - ИГРА.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста – имеет огромное значение для всестороннего развития. Именно играя, ребенок получает и проживает весь спектр ощущений, восприятий и познаний окружающего пространства. Исходя их своего опыта как мамы, как воспитателя, я смело могу сделать вывод о необходимости и целесообразности использования всех направлений сенсорного воспитания, а именно: развития мелкой моторики, сенсорных игр и упражнений, комплексы гимнастик, массажей и нетрадиционных методов работы с родителями. Работе с родителями и доверительному общению с ними я уделяю особое значение. Это дает большие результаты в развитие детей во всех образовательных областях.
Рефлексия.
«Солнышко»