Наталия Николаевна Дегтярева
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Использование песочной терапии в непрерывной образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс.
Подготовила и провела воспитатель I квалификационной категории Дегтярева Наталия Николаевна.
Тема: Использование песочной терапии на занятиях.
[/b]
Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в развитии дошкольников.
Задачи:
- Дать определение песочной терапии.
-Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях, а также в коррекции психологических проблем.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
-Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Оборудование: ящик с песком, разносы по количеству участников, песок, влажные салфетки, линейки, раздаточный материал (фигурки, игрушки, палочки, картинки цветов,
Ход занятия:
-В повседневной работе с детьми мне захотелось найти такой способ работы, который мог бы решать вопросы социально -личностного (эмоционального) развития дошкольника одновременно с другими его способностями. (интеллектуальными, творческими)
- Таким способом оказалась песочная терапия – одно из направлений арт-терапии (другими словами - лечение песком). Это техника рисова-ния песком, которая позволяет детям избавиться от стрессов, страхов, снять напряжение, справиться с волнениями и фобиями и наряду с этим позволяет развивать интеллектуальную и творческую деятельность.
Была она разработана Карлом Густавом Юнгом с целью «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей по средствам художественной деятельности.
-Уважаемые коллеги, сегодня я хотела бы познакомить вас с некоторыми приемами работы с песком, которые могли бы вам пригодиться в вашей работе.
-Нам потребуется:
• Деревянный ящик (50*70*8, голубого цвета (цвета моря, неба)
• Песок (морской или обычный, просеянный и прокаленный)
• Ящик должен быть заполнен песком на треть
• Для выравнивания поверхности потребуется линейка.
Первые занятия – это знакомство с ящиком для работы и песком.
(Насыпьте песок на разносы, они будут имитировать ящики)
1 Готовим пальцы.
-Погладьте поверхность песка ладонями, а потом тыльной стороной руки. (-Что вы чувствуете)
-Погрузите руки в песок, пропустите песок через пальцы. (-Какие у вас возникли ощущения)
-Потрите крупицы песка между ладонями. Почувствуйте каждую песчинку. (-Отряхните ладони)
-Данные приемы можно использовать перед каждым занятием. Эти упражнения подготавливают пальцы для дальнейшей работы.
- После каждого упражнения выравнивайте песок линейкой.
2 «4 угла» - Знакомимся с 4 углами ящика. Нам потребуется 4 картинки с изображением времени суток (утро, день, вечер, ночь).
- Я раскладываю картинки последовательно в каждый угол и проговариваю.
(Картинка с изображением утра находится в левом нижнем углу…. Далее дети отвечают на вопрос педагога, в каком углу находится определенная картинка) Вызываю коллегу к столу. Задаю вопросы. Благодарю.
3 «Прячутся картинки»
- Усложняем упражнение. Прячем картинки в песок, а ребенок должен их найти и назвать углы. Вызываю педагога. Задаю вопросы. Благодарю.
4 «Центр» - игрушка 1шт.
- В следующем упр. Используем игрушку (она должна мыться, должна быть безопасной для ребенка и, или утилизироваться).
-Педагог берет игрушку и ставит в центр ящика. Потом просит ребенка найти центр ящика и поставить туда игрушку. (Педагоги выполняют)
- Передвиньте игрушку вверх, теперь вниз, вправо-влево и т. д.
5 «Кораблики» -4 шт.
-Раскладываем кораблики: красный кораблик кладем- в правый нижний угол; желтый – в правый верхний и т. д.
- А теперь указательный палец ставим рядом с красным корабликом и ведем его до желтого кораблика и т. д. (8)
(- Коллега, какие корабли вы соединили)
6 «Квадратики» -5 шт.
Разложить квадраты в последовательности
- Обведем указательным пальцем синий квадрат.
- обведем квадрат который находится в … углу. И т. д.
(-Коллега, какой квадрат хотите обвести вы)
7 «Садим цветы» + (распылитель)
-Формируем грядку и высаживаем цветы в:
• определенной последовательности;
• По цвету;
• По количеству грядок и т. д.
- Садим первый - белый цветок, второй - колокольчик, и т. д.
8 «Выкладываем палочки» - «веточка», «елочка»
- Берем палочки, и от левого нижнего угла выкладываем прямую линию до правого верхнего. (диагональ)
- К каждой палочки по обе стороны прикладываем еще по 1 палочки. - Что получилось? (ответы)
- А как сделать, чтоб наша веточка подросла? (добавить еще палочек)
- Использование таких упражнений в нод помогают детям лучше усвоить материал. (фэмп, развитие речи, развитие мелкой моторики рук)
- Так же можно использовать и элементы рисования.
9 Рисование песком
- А еще можно рисовать песком очень интересные картинки получаются с помощью:
Трафаретов;
Пальцев;
Отпечатков;
- Если отпечатать рядом ладони, получится бабочка, если одну ладонь с растопыренными пальцами – ежик.
-Отодвинем песок в сторону, трафарет приложим к разносу и посыпим песком, аккуратно уберем трафарет и дополним рисунок деталями.
(к кораблику нарисуем волны, машине – дорогу, самовару - стол)
- После того, как ребенок освоил пространство ящика и некоторые приемы рисования можно приступать к методу песочной игры. Это создание композиции, в которой ребенок выражает себя с помощью песка и миниатюрных фигурок различной тематики. В таких играх можно вовремя заметить сложную для ребенка ситуацию и подсказать варианты ее решения или скорректировать отношение к ней. Хорош этот метод тем, что здесь можно все исправить, изменить по желанию ребенка. Развивается тактильная чувствительность, идет сброс негативной психической энергии.
10 «Создание композиций»
-Это может быть самостоятельная игра ребенка или совместная деятельность педагога и ребенка с использованием художественной литературы.
Слайд (композиции самостоятельные детские работы и сказки)
- Спасибо за внимание!