Нина Попова
Мастер-класс «Роль песочной терапии в развитии у детей с ОНР элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Попова Нина Владимировна
Дата проведения: 27 марта 2014года
Место проведения: МБДОУ№10 «Золотая рыбка»
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП МАСТЕР- КЛАССА : «Я ЗНАЮ, КАК ЭТО ДЕЛАТЬ, И Я ПОКАЖУ ВАМ»
ЦЕЛЬ : Повышение профессионального уровня педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения в освоении опыта работы с дошкольниками по развитию элементарных математических представлений средствами песочной терапии.
Публикация «Мастер-класс „Роль песочной терапии в развитии у детей с ОНР элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить педагогов с опытом работы по использованию математических игр с детьми в «педагогической песочнице».
2. Обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр математического содержания в педагогической песочнице.
3. Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
4. Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР- КЛАССА
№п/п Содержание мастер-класса Исполнитель
1. ТЕРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Воспитатель
1.1. Актуальность темы (сообщение из опыта работы) Попова Н. В.
2.
Ознакомление участников мастер-класса с основными методами и приемами по использованию песочной терапии в развитии ЭМП у детей с ОНР.
2.1. создание педагогических условий;
2.2. виды песочных игр математического содержания;
2.3. решение образовательных задач.
Воспитатель подготовительной к школе группе Попова Н. В.
3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию песочной терапии в развитии ЭМП у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель подготовительной к школе группы Попова Н. В.
4. Рефлексия:
4.1. Вопросы участников мастер-класса;
4.2. Заполнение анкет участниками мастер-класса;
4.3. вручение памяток и буклетов с увлекательными играми математического содержания, используемых в «педагогической песочнице».
Воспитатель подготовительной к школе группы Попова Н. В.
Ход МАСТЕР- КЛАССА :
Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему : «Роль песочной терапии в развитии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи элементарных математических представлений».
Немного о себе: Попова Нина Владимировна
Образование: среднее специальное
Занимаемая должность : воспитатель
Общий стаж работы : 30 лет
Стаж работы в данном учреждении: 5 лет
Первая квалификационная категория
Мое кредо: «Понимать, что справедливо,
Чувствовать, что прекрасно,
Желать, что хорошо-
Вот цель разумной жизни».
1 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Методика РЭМП у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Одной из таких технологий является песочная терапия.
Обучению дошкольников началам математики мы в своей группе отводим важное место. Это вызвано рядом причин, но одной из главных в начале года было неумение детей логически мыслить, так как у детей с ОНР снижена познавательная активность, бедность знаний об окружающем мире, все это приводит к тому, что дети не владеют самыми элементарными знаниями и представлениями о математике : плохо запоминают цифры, с трудом ориентируются в числовом ряду, имеют большие трудности в пространственных представлениях. Для них мы и выбрали инновационную технологию – песочная терапия, через игровые упражнения в мини-песочнице. Главным условием явилось то, что повторение заданий происходит в новых условиях, в новых ситуациях, это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания становились более прочными и обобщенными. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Играя в песке ребенок освобождается от напряжения, тревог, агрессии. Любому ребенку игра с песком доставляет удовольствие. Песочница является традиционным атрибутом каждого детского сада, детской площадки. А мини-песочница, установленная у нас в группе, позволяет обогатить развивающую среду и разнообразить игровую деятельность детей.
Организация игр с песком позволяет нам развивать у детей интеллектуальные способности, мелкую моторику, навыки общения и речь, пространственную ориентацию, совершенствовать координацию движений, обучать чтению и счету, расширять кругозор.
В своей работе с детьми в педагогической песочнице по развитию ЭМП мы применяем следующие методы и приемы:
1. Наглядный (использование ИКТ);
2. Игровой (исследовательский) – (игры-опыты, игры с песком);
3. Словесные (чтение художественной литературы);
4. Практические (игры с сухим и влажным песком).
Основным оборудованием является сама мини-песочница и предметы, с которыми можно играть в песке. При установке мини-песочницы в группе мы руководствовались следующими требованиями:
1. безопасность для жизни и здоровья детей;
2. наполняемость песочного дворика;
3. доступность расположения.
Показывая ребенку игры с песком, обязательно предупреждаем его, что это небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок случайно не попал в глаза.
После занятий в мини-песочнице на протяжении двух лет мы наблюдаем у детей интерес к математике, дети стали лучше усваивать математическую терминологию : название цифр, называние числа при ответе на вопрос «сколько?», употребление наречий для обозначения пространственных отношений (справа, слева, (больше, меньше) и т. д.
Игры с песком помогли нашим детям не бояться совершения ошибок, от которых, как известно не застрахован никто. В работе с песком все проще: сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно для детей с ОНР.
Одновременно с освоением новых знаний по математике в песочнице идет процесс песочной терапии. Так что грамота в песочнице – уникальная возможность сразу решать две задачи: обучение и релаксация.
И еще один момент, который не может дать стандартная подготовка детей к школе. В песочнице возможно слияние нескольких процессов обучения в один. Например, осваивая буквы, мы учим детей пересказу или составлению сказки, параллельно решая задачу по математике (герою нужно пройти путь по ступенькам, а их не хватает до какого-то числа и т. п., или тут же на песке нужно написать или выложить из букв волшебное слово, чтобы открылись сказочные ворота.
Мышление ребенка лучше развивается в манипулятивной деятельности. Всегда понятнее, когда ты держишь предмет в руках и совершаешь с ним действие, чем пытаешься мысленно это вообразить. А у ребенка-дошкольника мышление как раз и носит предметно-действенный характер. Поэтому мини-песочница помогает нашим детям осваивать такие понятия как : больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче и т. д. одним словом все то, что пригодится им в дальнейшем обучении.