Наталья Муляр
Проект «Использование СУ Джок терапии в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Автор проекта: Муляр Наталья Анатольевна. Воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №28 «Рябинушка».
Место реализации проекта: МБДОУ «Детский сад№28 «Рябинушка».
Тема проекта: Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Классификация проекта: групповой.
Целевая установка: интегративный
Публикация «Проект „Использование СУ Джок терапии в речевом развитии детей“» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Срок реализации педагогического проекта: долгосрочный, со второй младшей группы (1 октября 2015 года до подготовительной группы).
Вид проекта: практико-ориентируемый
Участники проекта: дети второй младшей группы, педагоги, родители.
Проблема: Недостаточно развита моторика рук и уровень развития речи детей.
Актуальность. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.
Актуальность использования Су–Джок терапии в педагогическом процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Одно из направлений нашей педагогической деятельности в рамках проекта “Здоровьесберегающие технологии в работе педагога ” - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием су-джок терапии в процессе коррекции речи. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Вследствие чего нами была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать приемы Су-джок терапии в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно сократятся сроки коррекционной работы.
Новизна: данного проекта связана с новизной самого метода Су Джок терапии, разработанного в конце ХХ века и впервые опубликованного его автором, профессором Пак ЧжэВу в 1986 г. (Ч. В. Пак, 1991).
Основание для разработки проекта: внедрение инновационных методов с детьми, имеющими речевые нарушения.
Цель: коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии
Задачи проекта:
Задачи для педагогов:
• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;
• показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики при помощи Су-Джок терапии;
• познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
• развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
• развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
Задачи для родителей:
• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
• создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
-Воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.
-Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
- нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;
- использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи;
- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.
Формы взаимодействия педагогов с детьми:
• Пальчиковая гимнастика
• Рассказывание сказок
• Заучивание стихов на автоматизацию нарушенного звука
• Совершенствование навыков пространственной ориентации
• Совершенствование лексико-грамматических категорий
• Совершенствование навыков употребления предлогов
Формы взаимодействия педагогов с родителями:
Анкетирование родителей
Создание буклетов для родителей «Пальчики играют – речь нам развивают»
Консультация «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях.
Мастер-класс «Наш дружок – Су - джок»
Формы взаимодействия с коллективом:
Мастер - класс «Шариками играем – речь развиваем»
Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми дошкольного возраста»;
Предполагаемый результат:
Дети:
• проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
• увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
• возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
• дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
• у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Родители:
• родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
В результате использования Су-джок терапии мы ожидаем:
• благоприятное воздействие на весь организм;
• стимуляция речевые зоны коры головного мозга;
• развитие координация движений и мелкой моторики;
• развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
• Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
• Скорректируется речь с движением.
Продукт проекта:
-Конспект НОД по речевому развитию «Игрушки», по формированию математических представлений «Необычный гость», по физическому развитию «Минутки здоровья с Су Джок терапией», показ сказок с использованием шарика Су Джок.
-Картотека игр для родителей и воспитателей
-Презентация проекта для педагогов ДОУ, мастер класс «Шариками играем – речь развиваем»
-Консультация для родителей: «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений», Мастер-класс «Наш дружок – Су - джок»
- Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»
План проекта: (составление плана деятельности по достижении цели)
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
1. Изучение методики «Су – Джок»
2. Создание условий для внедрения метода «Су – Джок»:
•Подбор материала для внедрения данного метода.
•Приобретение шариков «Су – Джок»
2. Основной этап
Совместная деятельность с детьми:
Обучение детей в режимных моментах:
- использование шариков Су Джок для повышения иммунитета, развития мелкой моторики и речевого развития;
- массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы внутренних органов;
- самомассаж прищепками для повышения иммунитета и развития мелкой моторики;
Использование упражнений и массажа:
-в непосредственно-образовательной деятельности, как физкультминутки,
- перед непосредственно-образовательной деятельностью в форме психологических пауз;
- на прогулках в подвижных играх и спортивных упражнениях;
- на гимнастике;
Самостоятельная деятельность детей
Ежедневный массаж шариками и колечками «Су Джок»
Взаимодействие с родителями:
1. Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»;
2. Оформление сборника материалов для родителей по «Су-Джок»
3. Создание мини – сайта
4. Консультация «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
5. Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях.
Взаимодействие с педагогами:
1. Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми дошкольного возраста»;
2. Мастер-класс для педагогов «Шариком играем речь развиваем»
3. Завершающий этап
1.Подведение итогов работы:
•Анкетирование родителей
•Сбор фотоматериалов
2. Открытое мероприятие.
3.Презентация
4. Публикация проекта на сайте детского сада
Описание хода реализации проекта
В ходе подготовительного этапа шла постановка цели, задач проектной деятельности. Свою работу я начала с создания условий, подбора необходимого материала и изучения литературы.
Во время основного этапа на занятиях и в режимных моментах, шла целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по развитию речи, которая способствовала развитию моторики пальцев рук и речевых процессов. Дети овладевали элементами Су - джок терапии.
Познакомила педагогов с Су – джок терапией в коррекционной работе с дошкольниками, дала определение Су - джок терапии, познакомила педагогов с играми и приемами, используемыми на занятиях по речевому развитию и развитию мелкой моторики, а также в образовательном. Проведённый, мастер класс помог воспитателям понять, насколько прост и полезен этот маленький шарик Су - Джок, воспитатели приобрели Су - Джок - шарики в группу, теперь они ежедневно применяют их в своей работе, так же используют картотеку, которую я составила. Она помогает сделать процесс использования Су – Джок терапии более занимательным.
На заключительном этапе провела открытое занятие, с использованием элементов Су - Джок терапии, провели анкетирование с родителями по теме «Как вы относитесь к методу Су Джок терапии применяемому в работе с Вашими детьми», подвела итоги и сделала вывод о том что, по истечении, хотя и не большого срока проекта у детей повысилась речевая активность - это проявилось в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играм лексико-грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.
По данным анкеты родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях. А мы в свою очередь продолжаем использовать Су – Джок терапию на коррекционных занятиях, как индивидуально, так и фронтально.